Прекращение и ограничение прав на землю

Содержание:

Последствия прекращения права постоянного пользования землёй

При самовольном отказе от территории, гражданин сам себя лишает права и дальше эксплуатировать надел. Вместе с ним, прекращаются, и обязательства по содержанию надела в надлежащем состоянии. А именно: своевременная уплата налогов и внесение платежей за коммунальные услуги, исполнение процедур по улучшению плодородных качеств участка. Если всё это будет выполняться своевременно, соответственно, речь про обременение не идёт, так как с землёй и с документами всё в порядке.

Если земля изымается в принудительном порядке, гражданин полностью теряет все права. Он не сможет строить на этой земле, продолжить эксплуатацию участка с целью получения выгоды и совершать иные манипуляции. Что же непосредственно касается обязательств, он должен будет привести надел в надлежащее состояние. Все эти процедуры проводит за свой бюджет. В случае невыполнения, его ждут дополнительные расходы в виде штрафных санкций.

В любой момент можно восстановиться в своих правах. Для этого нужно будет обратиться в суд вместе с заявлением. Если он сможет оспорить решение, представив для этого результаты экспертизы, справки и выписки, он сможет восстановиться в правах, и продолжить дальше эксплуатировать земельный участок.

В каком виде может быть реализовано прекращение прав

Согласно статьям ЗК и ФК может быть реализовано двумя путями:

  1. добровольным;
  2. принудительным.

Первый вариант является самым простым и не требует вмешательство суда. Второй вариант выполняется через суд в случае нарушения владельцем обязанностей, закона, неправильного использования земли, то есть использования не согласно цели, указанной при приобретении, приведение участка в состояние, когда его использование согласно, указанной при приобретении, цели является невозможным.  Каждый из указанных выше путей имеет свой алгоритм действий и свои особенности при его прошествии.

Добровольный

Добровольный путь основывается на личном отказе владельца от приобретенных им территорий. Причина отказа не является принципиальной в оформлении документации, однако уточняется при подаче заявления в соответствующие органы.

В данном случае необходимо только отнести заявление на отказ от права бессрочного владения землей исполнительные органы и дождаться принятия решения по данному вопросы.

После полного оформления и вступления в силу отказа, у владельца будет отнято право на владения указанным участком земли.

Принудительный

Принудительный путь осуществляется с помощью «насильственного» отнятия земли по средствам судебных процессов.
Лишение происходит только после приобретения актом юридической силы. До того инициированный государством процесс можно приостановить, исправив допущенную оплошность. Таким образом. Вернувшись к правильному, целевому использованию территории или приведя ее в состояние, позволяющее данное использование, можно закончить судебный процесс и оставить права за собой.

Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком?

Процедура регистрации права собственности для юридических и физических лиц одинакова. Регламентируется законом №137 «О введении в действие ЗК РФ» и состоит из этапов:

  • Проверить документы на ЗУ – основной бумагой является акт регистрации БП. Участок должен быть поставлен на учет в Росреестре, где также указывается владелец и пользователь. Эту информацию можно узнать в местной Кадастровой службе, на ее официальном сайте (отправив электронный запрос, воспользовавшись разделом «Госуслуги» на получение выписки из ЕГРН) или через Публичную кадастровую карту.
  • В том случае, если надел не стоит на учете в ЕГРН, необходимо пройти процедуру регистрации. Она состоит в обязательной процедуре межевания – после нее полученные данные направляются в Росреестр. Дальнейшие действия можно производить только после того, как земля появится в общем списке. Процедура займет около месяца.
  • Написать заявление о переоформлении надела в аренду или собственность. Съем предполагает платное распоряжение ЗУ. Право собственности влечет за собой обязанность ежегодно уплачивать земельный налог. Конкретные цены в каждом регионе разные.
  • Узнавать цену и отправлять заявление нужно в то ведомство, где изначально ЗУ был получен для эксплуатации. Это могут быть как муниципалитет, так и государственный орган – его наименование указано в распоряжении о предоставлении БП.
  • Решение принимается в течение месяца. Итог – заключение договора аренды или купли-продажи, в зависимости от выбранного вида правопередачи. Решение о необходимости выкупа (или бесплатной передачи собственности) принимает муниципалитет.
  • С полученным документом на ЗУ необходимо обратиться в Кадастровую службу – для того, чтобы были переоформлены все данные, назначен новый владелец.

Документы, необходимые для переоформления БП:

  • Для частного лица – паспорт, юридического – уставные документы.
  • Решение о передаче ЗУ, подписанное уполномоченным представителем органа власти.
  • Договор о передаче земельного участка в бессрочное использование (при наличии).
  • Выписка из Единого Госреестра с актуальной информацией – содержит адрес надела и данные пользователя.
  • Сведения из ЕГРН на все постройки, имеющиеся на территории (при наличии).

Что это такое

Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.

Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.

Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.

Каким субъектам предоставляется по Земельному кодексу РФ

После того, как Земельный кодекс был изменен, нужно учитывать, что получить право бессрочного пользования могут только юридические лица, среди которых:

  • местные и государственные органы власти;
  • бюджетные организации;
  • предприятия государственной формы владения;
  • центры президентского наследия.

Вышеперечисленные организации могут не оформлять права собственности, и просто осуществлять деятельность на земле, без необходимости ее получать во владение.

Для этого разработана процедура дачной амнистии, которая позволяет приватизировать их гражданину.

Что же до земель, которые могут быть переданы юридическим лицам в данный момент, то ограничений мало, и решение остается на совести властей.

  • государственные заповедные зоны;
  • земли лесного фонда;
  • территории, принадлежащие водному фонду;
  • земли, где произошла радиационная авария и на момент передачи они заражены;
  • стратегически важные для государства.

Эти земельные объекты могут находиться в распоряжении только государства, и ни в бессрочное пользование, ни в аренду, они сдаваться не могут.

Правда особые случаи все же имеются, к примеру, это военные действия или чрезвычайные ситуации.

Кому могут отказать

Как и любую недвижимость, для земель проводится кадастровая регистрация, чтобы подтвердить право на их эксплуатирование.

А вот касательно ухода за ними работает и государство и субъект, которому дано право хозяйствования, ведь участки, которые эффективно работают, более востребованы.

Причин для этого есть несколько, и они могут быть следующими:

  • у заявителя нет гражданства России;
  • запрос делается несовершеннолетним;
  • земля ранее была изъята из оборота;
  • субъект хозяйствования уже ведет деятельность или имеет намерения эксплуатировать участок не по назначению;
  • желание не основано на законодательстве.

Даже один из пунктов станет причиной, по которой человеку откажут в переоформлении участка, и у гражданина возникнут проблемы с уже имеющимся правом.

Чтобы все же оформить землю в собственность, гражданин должен обратиться в администрацию для вынесения такого постановления, после чего регистрирует землю в кадастровом органе.

Чтобы избежать проблем с соседями, следует согласовать участок с ними, а заодно и установить размеры, а также границы земель.

При отсутствии нормального контакта с ними, необходимо обращаться в суд. Юридические лица тоже могут получить отказ в дальнейшем использовании участка:

  • если они портили его, ухудшали состояние почвы или ресурсов, расположенных на ней;
  • земля применялась не по назначению;
  • санитарные нормы, утвержденные на государственном уровне нарушались;
  • из-за строительных работ, проводимых хозяйствующим субъектом, экологическая обстановка сильно ухудшилась;
  • иные ситуации, при которых наносится вред земле.

Законные основания

Некоторые положения также находятся в Гражданском кодексе, к примеру статья 216 говорит о том, что лица, не имеющие статуса собственника могут иметь вещные права.

А в статье 268 оговаривается, на каких основаниях можно получить право на бессрочную эксплуатацию земель. Нюансы использования и владения таким объектом прописаны в статье 269 ГК РФ.

Тогда юрлица заключают договор аренды, но в пункте 2 уже указано, что физические лица не могут запрашивать земли для бессрочного хозяйствования.

Правда это не будет касаться тех людей, которые получили право на использование участков до принятия нового кодекса в 2001 году, и они могут продолжать на них работать.

Видео: по данной теме

Порядок изъятия

Прописан в действующем законодательстве (гл. VII, VII.1 ЗК и ст. 279-283 ГК РФ). Процедура в случае нарушения порядка землепользования:

  1. Органами государственной или местной власти по факту нарушения принимается решение.
  2. При наличии письменного согласия владельца участок выставляется на публичные торги.
  3. После продажи вырученная денежная сумма, за вычетом связанных с торгами расходов, передается собственнику.
  4. Если лицо не принимает вынесенное решение, органы предъявляют иск о продаже участка через суд.

Процедура конфискации:

  1. Вынесение приговора по факту правонарушения.
  2. Заключение суда о конфискации.

Процедура реквизиции:

  1. Выдача документа (решения) о реквизиции государственным органом.
  2. Установление размера или формы компенсации.
  3. При несогласии с условиями компенсации, предъявленное решение оспаривается в суде.

Изъятие для государственных и муниципальных потребностей:

Разработка и принятие проекта решения об изъятии землевладения на уровне органов власти. При выборе площадки под государственное или муниципальное строительство, выносится заключение о форме изъятия.

В нем указываются :

  • фактические данные по наделу земли, подкрепленные выкопировкой из кадастра;
  • цель и срок выполнения изъятия;
  • нынешний землевладелец и его правовой статус в отношении участка;
  • задание на извещение правообладателя и государственную регистрацию проекта решения, составление соглашения;
  • новые права лица по факту изъятия.

Уведомление лица, обладающего правом собственности. Без официального информирования изъятие не может быть произведено.

Государственная регистрация проекта решения. Фактически она представляет из себя законодательное наложение ограничения в правах собственности на владельца изымаемого собственности.

Осуществление регистрации влечет за собой риск для собственника, связанный с наложением всех издержек по содержанию участка. Любые действия на нем не подлежат компенсации со стороны государства.

Заключение соглашения с владельцем (при его согласии на изъятие). Владельцы земли, права которых будут прекращены, получают соглашение об изъятии и акт оценки изымаемого имущества.

Документ имеет свободную форму. Учитывает нормативные положения законов о совершении сделок.

Минимальный срок заключения соглашения не оговаривается. Максимальный – документ обязательно должен быть подписан в 90-дневный срок. Иначе в судебную инстанцию подается иск о принудительном изъятии.

Подача искового заявления в суд. Если владелец земли не согласен с фактом изъятия или заявленными условиями и отказывает в подписании соглашения, уполномоченный орган предъявляет иск через суд. Подача иска ограничивается двумя годами со времени уведомления правообладателя.

Государственная регистрация смены права собственности на землю.

Извещение об изъятии

Собственник земли, которая подлежит изъятию, заранее информируется о планируемой процедуре.

При изъятии земли в пользу государства или муниципалитета владельцу сообщают о решении за один год до его предполагаемого исполнения.

Предусматривается троекратное предоставление сведений:

  • в ходе разработки проекта и выбора местоположения будущего объекта;
  • после принятия решения об изъятии (минимум за год);
  • после официальной регистрации проекта решения с фиксацией точной даты.

Общие положения

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством  (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

БП ЗУ

Граждане и частные организации к этим категориям не относятся, соответственно не могут получить землю в постоянное пользование. Для них действуют иные нормы. Например, в ст. 39.10 ЗК РФ закреплен порядок получения частными предприятиями или физическими лицами земельной территории на безвозмездной основе, но на установленный срок. Или ст. 39.5 ЗК РФ о безвозмездной передаче земельного надела на основании государственных программ таких как:

  • поддержка молодых либо многодетных семей;
  • инвалидов;
  • развитие жилых территорий;
  • поддержка детей-сирот.

Лица, обладающие правом БП земельным наделом

Государственные программы дают возможность перевести ЗУ в частную собственность по окончанию срока для пользования, а также при постройках на земельном наделе. А уже с законным имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению, например получить кредит под залог земельного участка.

Приватизация ЗУ находящегося в БП

На законодательном уровне закреплено право собственников, получивших землю на приватизацию этого объекта недвижимого имущества. В частности правовое регулирование осуществляется Законом №178 о приватизации, а также ФЗ №122 о государственной регистрации. Основываясь на этих положениях, земельная территория должна быть либо арендована, либо приватизирована.

Сроки для приватизации участков полученных ранее в бессрочное пользование не ограничены. Единственное ограничение это оформление такого участка в собственность с помощью упрощенного порядка, так называемой «дачной амнистии», возможно было до 1 марта 2018 года. После этой даты приватизировать по упрощенной системе уже не получится.

Правом на приватизацию обладают те лица, которые получили ЗУ в БП и начали на нем возведение дома. Наследники таких собственников не смогут приватизировать землю. Им остается либо выкупать, либо арендовать участок.

Если на земельной территории уже стоит дом, то собственнику для приватизации необходимо направить заявление в местную администрацию с требованием передать часть территории, находящейся под его постройками.

Образец заявления на приватизацию ЗУ

Рассмотрение и принятие решения о возможности приватизации конкретного ЗУ занимает примерно 14 дней. При положительном ответе наступает следующий этап: оформление необходимой документации.

Приватизация участка, полученного в садовом товариществе после 1 марта 2018 года, происходит путем направления заявления в администрацию района. В заявлении указываются все данные о ЗУ и цель его дальнейшего использования собственником. Участок, выделенный индивидуально проходит регистрацию через Росреестр со всеми необходимыми документами.

Вопрос с приватизацией участка бессрочного пользования можно решить самостоятельно либо с помощью доверенного лица. Для этого потребуется юридическое подтверждение в виде доверенности на представителя. Им может быть, например:

  • Председатель садового товарищества;
  • Сотрудник юридической компании.

Порядок приватизации разделяется на два вида в зависимости от попадания под действие «дачной амнистии» или нет.

Когда происходит оформление? Приватизация до 1 марта 2018 После 1 марта
Согласование с муниципальным образованием, являющимся собственником Согласие администрации не требуется Требуется согласие
Регистрация в Росреестре требуется необходима

Подготавливая пакет документов в администрацию района для приватизации ЗУ нужно убедиться, что в нём присутствуют:

  1. Заявление от заинтересованного лица, получившего ранее этот участок на праве БП;
  2. Свидетельство, подтверждающее это право, а также на строения;
  3. Кадастровый план, в случае нахождения участка на учете ;
  4. Технический паспорт на дом и любую другую постройку;
  5. Документ, подтверждающий личность заявителя.

Для заявителей, подпадающих под действие «дачной амнистии» при обращении в Росреестр потребуются только паспортные данные гражданина и документ о предоставлении земельного надела в его пользование.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

показать содержание

Причины для отказа

В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:

  • Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
  • Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
  • На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
  • Земля является предметом действующего судебного спора.
  • Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.

Основания согласно закону

Вопросы, связанные с прекращением права собственности на территорию, регулируются ЗК РФ. Нормативный акт содержит в себе информацию об основаниях, опираясь на которые может быть снято право бессрочного пользования, а также ответственность за нарушение пунктов договора. Подробная информация изложена в статье №45 ЗК РФ.

При передаче права бессрочного пользования землей составляется специальный договор. Его можно сравнить с договором аренды, только рассмотрение оплаты происходит в рамках отдельного документа. Регулируется договор согласно законодательным актам ГК РФ.

Глава №29 содержит в себе информацию для изменения договора или его расторжения. Регулирующие правила из этой главы будут являться одним из вариантов определения возможного способа прекращения действия договора, и снятия права пользования территорией.

Кроме этого, регулируется вопрос и при помощи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он определяет правила для управления землями, которые находится во владении организаций, занимающихся ведением сельскохозяйственного производства. Некоторые условия могут быть внедрены и местным законодательством, которое не должно противоречить основным правилам.


Выписка из ЕГРЮЛ

Межевание садовых участков проводится согласно действующему законодательству. Вследствие чего может быть отказ администрации в перераспределении земельного участка — читайте далее.

В каком виде может быть реализовано прекращение прав

Согласно статьям ЗК и ФК может быть реализовано двумя путями:

Первый вариант является самым простым и не требует вмешательство суда. Второй вариант выполняется через суд в случае нарушения владельцем обязанностей, закона, неправильного использования земли, то есть использования не согласно цели, указанной при приобретении, приведение участка в состояние, когда его использование согласно, указанной при приобретении, цели является невозможным. Каждый из указанных выше путей имеет свой алгоритм действий и свои особенности при его прошествии.

Добровольный

Добровольный путь основывается на личном отказе владельца от приобретенных им территорий. Причина отказа не является принципиальной в оформлении документации, однако уточняется при подаче заявления в соответствующие органы.

В данном случае необходимо только отнести заявление на отказ от права бессрочного владения землей исполнительные органы и дождаться принятия решения по данному вопросы.

После полного оформления и вступления в силу отказа, у владельца будет отнято право на владения указанным участком земли.

Принудительный

Принудительный путь осуществляется с помощью «насильственного» отнятия земли по средствам судебных процессов. Лишение происходит только после приобретения актом юридической силы. До того инициированный государством процесс можно приостановить, исправив допущенную оплошность. Таким образом. Вернувшись к правильному, целевому использованию территории или приведя ее в состояние, позволяющее данное использование, можно закончить судебный процесс и оставить права за собой.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Как осуществить пользоваться земельным участком путем суда (принудительно)

  1. После нахождения нарушений эксплуатации земельного участка вы должны оплатить штраф и устранить их.
  2. Вместе с этим вы получаете предупреждение, которое содержит:
    • перечень нарушений;
  3. промежуток времени, который дан на устранение проблемы;
  4. упоминание, что игнорирование приведет к лишению земельных прав;
  5. ваши права, о которых вы сможете заявить, если начнутся судебные разбирательства.
  6. В случае, если вы не исправите допущенные нарушения, дело о прекращении прав попадает в суд.
  7. После истечения 10 дней с вынесения приговора, гос. структура отправляет акт и бумагу о гос. регистрации в организацию, где совершаются сделки по недвижимости.
  8. Так как по закону лишение прав не избавляет от ответственности, вам придется ответить за свои совершенные действия, возместить ущерб.
  9. Вы можете обжаловать решение, вынесенное судьей.

ВАЖНО! В процессе судебных разбирательств предоставление документов не требуется, так как заявление о нарушениях подается третьими лицами

Право постоянного (бессрочного) пользования

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

В ЗК РФ не дается определение понятия «бессрочное пользование», является ли оно безвозмездным или платным. На этот вопрос дается ответ в Законе РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»1. Под постоянным (бессрочным)

пользованием понимается бесплатное предоставление земельных участков.

В отличие от ЗК РСФСР в ЗК РФ значительно сужен субъектный состав пользователей, обладающих правом на постоянное бессрочное пользование. В ст. 39.9 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень юридических лиц, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования, а именно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;

Таким образом, в составе субъектов постоянного пользования земельными участками остаются лишь государственные и муниципальные предприятия, которые будут либо выражать специфические государственные или муниципальные интересы, либо будут в дальнейшем приватизированы. Остальные юридические лица могут по своему выбору арендовать земельные участки либо выкупить их.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Данные граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»1 юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести эти участки в собственность (по своему желанию) до 1 июля 2012 г. Для граждан такие сроки не устанавливаются.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведения для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Недвижимое имущество, возведенное этим лицом, является его собственностью. В ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими (ст. 20 ЗК РФ).

Реализация через отказ

Отказ от участка на добровольной основе составляется согласно следующему плану:

  1. Отправиться в комитет.
  2. Составить заявление и приложить к нему документы.
  3. Ожидание решение комиссии в течение тридцати дней.
  4. Получение копии решения в течение трех дней.

Отказ от участка принудительным путем:

  1. После определения оснований, по которым гражданин неправильно вел эксплуатацию земельного участка, на него будет наложен штраф и взято обязательство устранить последствия халатности.
  2. В связи с этим выдается предупреждение, в котором можно найти следующую информацию:
    • список нарушений;
  3. период, за который необходимо устранить нарушения и последствия;
  4. указание, к чему может привести бездействие;
  5. права, доступные гражданину в случае старта судебных разбирательств.
  6. Невыполнение требований приведет к судебному разбирательству.
  7. По истечении десяти дней будет отправлен акт о государственной регистрации в организацию.
  8. Даже если гражданина лишили прав, то он будет обязан выплатить штраф.
  9. Обжалование возможно в течение десяти рабочих дней.

Законодательная база

Безвозмездное бессрочное пользование земельным участком относится к вещным (имущественным) правам. Распоряжаться ЗУ могут субъекты, уполномоченные на это соответствующим правовым актом. Земельного Кодекса РФ определяет список таких лиц:

  • Предприятия, сформированные Правительством России по оперативному управлению – унитарные, казенные.
  • Государственные органы Российской Федерации.
  • Администрации местных муниципалитетов.
  • Центры, относящиеся к историческому наследию, находящиеся в ведении Президента РФ и прекратившие исполнять собственные полномочия.

Законодательство разрешает принимать решение о передаче ЗУ в бессрочное пользование только этими лицами (органами). Форма правового акта утверждена Министерством Имущества РФ в 2002 году и носит рекомендательный характер.

Статья 5 ЗК РФ определяет общий перечень субъектов, которые могут участвовать в правоотношениях по поводу эксплуатации наделов:

  • Прямые собственники территории.
  • Землевладельцы и землепользователи.
  • Лица, обладающие сервитутом.
  • Наниматели недвижимого имущества.
  • Правообладатели.

Каждая из перечисленных категорий, имеющая возможность пользоваться или владеть землей, обладает некоторыми отличиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector