Российским учителям будут платить зарплаты по общим правилам. что уже известно о новой системе оплаты труда?

Содержание:

? Прогнозируемые изменения по зарплате. Введение новых должностей

На 2021 год запланировано достаточно большое число изменений, которые должны коснуться учительского состава в части расчетов заработной платы, что должно положительным образом сказаться на ее размере в подавляющем большинстве регионов.

Размер зарплаты учителя в 2021 году: на что стоит рассчитывать

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Как и из чего складывается зарплата учителя

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Зарплата педагога состоит из базовой, компенсирующей и стимулирующей частей. Базовая часть должна составлять не меньше 70 процентов от зарплаты. Компенсирующая часть — это надбавки за вредные условия труда, доплата за классное руководство. Стимулирующая часть — это доплаты за успешные результаты, которых достигает педагог. Компенсационную и стимулирующую части в разных регионах платят по-разному — критерии для доплаты устанавливаются на местах.

Новая зарплата врачей и учителей в 2021 году. Методика расчета и изменения

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Рабочие каникулы

Еще одна особенность рабочего времени учителей связана с упоминавшимся выше понятием учебного года. Для образовательного процесса это определяющий фактор: в соответствии с ним составляются все методики, учебные планы, нагрузки и т. д. В нашей стране новый учебный год традиционно начинается 1 сентября, отделяют один учебный год от другого длинные летние каникулы. Кроме того, в течение самого учебного года в зависимости от типа и режима образовательного учреждения предусмотрены периоды, когда учебная работа не ведется (четвертные каникулы в школах, периоды сессий в вузах и т. д.).

Следует помнить, что все каникулярные периоды, если они не совпадают с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей, являются для них рабочим временем (п. 4.1 Приказа № 536).

В каникулярное время, когда учебной нагрузки у преподавателей нет, они могут заниматься педагогической, методической, организационной работой, связанной с реализацией образовательной программы, то есть выполнять те самые дополнительные обязанности. При этом их выполнение в каникулы должно происходить в пределах нормируемой части рабочего времени – установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени сотрудников образовательного учреждения в каникулярный период регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера (Пример 3).

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство;
  • проверку тетрадей;
  • заведование кабинетом;
  • внеурочную работу;
  • категорию;
  • количество учеников;
  • большую нагрузку.

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов).

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады;
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся).

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период. Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога. Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа. Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа.

Как будет работать новая система начисления зарплат бюджетникам?

Самые высокие и низкие зарплаты учителей в разных уголках России рассматриваются в таблице:

Субъект

Средняя зарплата (в тысячах рублей)

Ивановская область

24,8

Мордовия

24,7

Чукотский АО

105

Ингушетия

22,9

Москва

97

Ненецкий АО

73,9

Сахалинская область

89,8

Магаданская область

81,7

Северная Осетия – Алания

24,8

Кабардино-Балкария

23,2

Карачаево-Черкессия

23

Будет ли повышение заработков учителей? Да, увеличение ожидается, также грядут изменения в системе оплаты педагогического труда. Но вряд ли зарплаты возрастут значительно в будущем 2021-ом году.

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.

Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.

Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.

В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).

Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            

 

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст

91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директораКакую работу можно поручить педагогам вашей школы 

Что говорят педагоги

Ольга Субботина:

— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!

Светлана Шмелева:

— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!

Нина Варламова:

— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!

Татьяна Гладких:

— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…

Евгений Симоненко:

— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!

Сергей Ручко:

— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.

Ирина Маркова:

— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.

Мария Алехина:

— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера. 

Галина Костенко:

— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.

Обязанности учителя физкультуры в школе

Что относится к профессиональным обязанностям «физкультурника»? Заглянем за кулисы школьной жизни.

  • Проведение спортивных праздников, «дней здоровья», внеклассных мероприятий.
  • Организация соревнований различного уровня (от школьного до всероссийского).
  • Забота о соблюдении правил техники безопасности во время занятий в спортивном зале или на улице.
  • Заполнение классного журнала (во многих учебных заведениях — электронного), составление методических программ, сценариев мероприятий, эстафет для спортивных состязаний.
  • Непосредственно проведение уроков физкультуры.
  • Дежурство на школьных мероприятиях, уход за спортивным инвентарём.

Прогнозы аналитиков

Правительство успокаивает работников образования и, несмотря на тяжелое финансовое положение, в котором находится Россия, обещает регулярные повышения зарплат. Аналитики подтверждают – все возможно, ведь еще в 2012 году Владимир Путин подписал законопроект к 2018 году повысить материальное содержание работников бюджетной сферы до средних значений, которые будут зафиксированы по состоянию на 2018 год.

Насколько честно претворяются в жизнь поставленные задачи в регионах, ощущают на себе трудящиеся

В некоторых областях зарплата учителя действительно выросла практически в 2 раза, а в других педагоги продолжают нищенствовать и ожидать, когда на их нужды, наконец, обратят внимание

Особенности образовательной профессии

Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:

  • разработать план занятия;
  • подобрать демонстрационный материал;
  • подготовить наглядные пособия;
  • отобрать упражнения для закрепления материала.

Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.

После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.

Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.

Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.

К плюсам профессии можно отнести:

  • продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
  • постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
  • творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
  • отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
  • в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.

В число минусов можно включить:

  • невысокую заработную плату;
  • интенсивность труда и загруженность;
  • высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
  • психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
  • большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.

Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.

В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.

Компенсационные выплаты

В этом разделе речь идёт о более сложных условиях, в которых приходится работать учителям. Для того, чтобы их компенсировать, школьным учителям выплачивается дополнительная сумма. Примерами таких ситуаций являются следующие:

  1. Сложные климатические условия могут включать в себя работу в высокогорных или пустынных районах, на Крайнем Севере.
  2. При наличии опасных, вредных условий.
  3. Более сложные условия работы, которые могут выражаться в замещении других работников, дополнительной работе в выходные, в вечернее или ночное время.
  4. Компенсационные выплаты могут выплачиваться за те виды деятельности, когда преподавателю это сделать необходимо, но такая работа не предусмотрена его должностной инструкцией.

Из чего состоит зарплата учителя

Большая разница в заработных платах зафиксирована по следующим причинам:

  1. Как мы уже упоминали, чем выше экономическое развитие региона, тем больше получает работник образования.
  2. Если до 2008 года в стране действовала единая тарифная сетка, то уже в 2009 году было принято решение о том, что каждый учитель может сам формировать свою зарплату, ведь теперь она зависит от стажа работы, уровня квалификации, возлагаемой нагрузки. Немаловажны личные достижения в трудовой деятельности, наличие знаков отличий, ученой степени и других премудростей, подтверждающих качество предоставляемого образования.

В 2016 году зарплата учителя совмещает сразу 3 составляющие:

  • базовую часть;
  • компенсационную;
  • стимулирующую;
  • единоразовые премиальные.

Базовая часть формируется в соответствии с численностью рабочих часов (аудиторная нагрузка) и количества школьников, которые слушают один урок. Сюда же входит внеаудиторная нагрузка – ведение учителем дополнительных проектов, проверка домашних заданий в тетрадях учеников, классное руководство, ответственность за надлежащее состояние классного кабинета, внеучебные занятия с одаренными детьми, которых выявило специальное тестирование, работа с учениками, требующих помощи в группах коррекции.

Компенсационная часть фиксирует труд учителя в особых условиях, к примеру, на этот вид доплаты могут надеяться педагоги, работающие с химическими реактивами.

Стимулирующие средства выделяются тем работникам образования, которые:

  • выполняют свою работу настолько хорошо, что выпускают из-под своего крыла по-настоящему талантливых и эрудированных детей;
  • учатся и успешно внедряют новые методики обучения.

Стимулирующие выплаты не могут превышать установленные законом 40-60% от базовой оплаты труда. Исчисляются они исходя из баллов, начисляемых ежемесячно, после чего превращаются в премиальные.

Заработная плата учителя начальных классов

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Основными переменными при расчете заработной платы будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше.

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка. Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2019 году увеличиться в три раза путем плавного повышения. Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector