Процедура принятия закона. обсуждение законопроекта. чтение законов в госдуме. новый закон
Содержание:
Кто обладает законодательной инициативой
Закон позволяет выдвигать законодательную инициативу:
- депутаты ГД РФ отдельно или группой;
- профильные комитеты ГД РФ;
- члены Совета Федерации4
- президент РФ;
- профильные министры.
Таким образом, граждане не могут выдвинуть законотворческую инициативу. Однако они могут действовать через своего депутата. Страна поделена на избирательные округи. Каждый депутат закреплен за конкретно взятым округом. Он должен работать с населением. Для этого у него есть несколько помощников и общественные приемные. Так, любой гражданин может прийти и выдвинуть свою законотворческую инициативу. Если она окажется весьма привлекательной и эффективной, то депутат может выдвинуть ее на голосование. Однако перед этим нужно передать идею в профильный комитет Госдумы, чтобы его члены смогли рассмотреть эффективность и новизну идеи, оценить прибыль или ущерб для федерального бюджета, проверили на легитимность и разработали механизм действия.
Выписка из статьи 104 КРФ
То есть, каждый может озвучить свои мысли по поводу новых законов. Но для их принятия нужно действовать через лиц, которые имеют право на законодательную инициативу. Стоит отметить, что каждый депутат обязан иметь общественную приемную и помощников. Также он обязан работать с наказами избирателей. Если они не выполняются, то вероятность переизбрания на еще один срок снизится. Сегодня электорат становится все более грамотным, поэтому контролирует деятельность народных избранников.
Процедура принятия закона – пошаговая инструкция
Процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Он подробно указан в Конституции РФ, поэтому депутаты обязаны следовать ему. Стоит рассмотреть подробнее, как происходит принятие новых законов в России.
Шаг 1
Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ. До этого он должен проработать его, обосновать и проверить на легитимность. Для этого Госдума обладает большим штатом юристов, проверяющие каждый законопроект.
Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ
Шаг 2
Доработка закона после первого чтения. Необходимо внести правки и учесть замечания коллег по палате парламента.
Доработка закона после первого чтения
Шаг 3
Второе чтение законопроекта. Если опять есть замечания, то процесс нужно повторить, а при отсутствии неточностей происходит процедура голосования. Необходимо, чтобы большинство депутатов ГД РФ проголосовали за законопроект.
Второе чтение законопроекта
Шаг 4
Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения. За это отвечает председатель Госдумы. Сенаторы тоже должны одобрить его. В случае наличия замечаний он отправляется на доработку.
Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения
Шаг 5
Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней.
Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней
Шаг 6
Публикация законопроекта, после чего он будет обладать юридической силой.
Публикация законопроекта
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
Сроки принятия законов в России
Процесс принятия законопроекта может оказаться весьма долгим. Он не оговорен законом. То есть, один законопроект могут обсуждать несколько лет и постоянно его дорабатывать. На самом деле это нормально. Сейчас есть несколько непринятых проектов, к которым депутаты ГД РФ постоянно возвращаются и снова откалывают процесс принятия в силу различных причин. Однако, если все происходит достаточно быстро и депутаты принимают проект, то сроки его принятия регламентированы.
Выписка из ФЗ-5 от 14.06.1994 года
Таблица 1. Сроки принятия законов в России
Этап принятия закона | Срок (дней) |
---|---|
Передача членам Совета Федерации | 5 |
Передача на подписание президенту | 5 |
Публикация закона после подписания | 14 |
Таким образом, если все делать быстро, то за месяц проект может быть подписан и обнародован. Однако стоит понимать, что не всегда ФЗ сразу получает юридическую силу. Если указаны четкие сроки его начала (а иногда и окончания) действия, то он не может действовать до наступления этого срока, несмотря на подписание президентом и публикацию согласно требованиям действующего законодательства.
Подписание законов Президентом РФ
На раздумья главе исполнительной власти предоставляется 14 дней. Если закон имеет федеральный статус, то действует право «вето».
Конституционная поправка, поддержанная квалифицированным большинством обеих палат, оспорена быть не может.
Если акт отвергнут из-за нарушения ритуала, а не в связи с содержимым, то возвращается в ГД на ту стадию, где таковое было допущено. В ином случае последовательность действий повторяется полностью, от 1-го чтения.
Избранники могут изучать текст с внесенными президентом коррективами. А могут предпочесть собственное видение ситуации. Опять понадобятся 2/3 мандатов. Остается отправить в последующие инстанции для ознакомления.
Законодательная инициатива
Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:
-
Президент;
-
Правительство;
-
СФ;
-
отдельные сенаторы;
-
депутаты ГД;
-
территориальные законодательные образования;
-
Конституционный Суд в пределах своей компетенции;
-
Верховный Суд в рамках дел;
-
Высший Арбитражный Суд.
В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение.
Значит:
-
Набирается группа исполнителей.
-
Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.
-
Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.
-
Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.
Обычно уже на этом этапе происходит «утечка», и начинается неофициальная экспертиза в обществе. Становится ясна вероятная реакция. Это помогает изначально внести коррективы и прикинуть шансы на утверждение.
Действия СФ
Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:
- Федерального бюджета, налогов и сборов.
- Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
- Статуса и защиты госграницы страны.
- Мира и войны.
- Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.
Инициатива
Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.
Одобрение законов в Совете Федерации
За 5 дней бумага переправляется сенаторам, если это в их ведении. Скажем, «Закон о передвижении на велосипедах в стенах ГД» вне компетенции СФ. На решение отводится 2 недели. По их стечении документ считается принятым автоматически.
Неудача постигнет законотворца, если его опус не наберет простого большинства. В таком случае для достижения консенсуса между палатами создается договорная комиссия.
В устраивающем всех виде закон возвращается вниз для нового утверждения. Но депутаты могут настоять на своей первоначальной редакции в количестве голосов 2/3. Дальнейших согласований не требуется.
Это что касается федерального акта. Конституционный для прохождения нуждается в одобрении 3/4 от состава СФ.
Общая схема законодательной программы
Прежде чем правовой акт примет юридическую силу, он пройдет через сложную процедуру, его необходимо утвердить. Началом в этой схеме служит разработка законопроекта, а завершением — публикация акта, прошедшего все стадии в порядке принятия федеральных конституционных законов в РФ. Общая модель законотворчества:
- инициаторы создают законопроект;
- передают документ в Государственную Думу;
- ГД рассматривает положения, принимает или отклоняет;
- направляют в Совет Федерации для одобрения или отказа;
- предоставляют окончательные разработки Президенту;
- при удовлетворительном утверждении, с поправками, закон принимается, подписывается, приобретает юридическую силу и публикуется.
Существует необязательная программа, когда депутаты не могут спокойно реагировать на отклонение очень нужного, по их мнению, проекта. В этом случае законопроект повторно проходит через порядок принятия федеральных конституционных законов в РФ по факультативному регламенту:
- ГД разбирается с актами, отклоненными в Совете Федерации и Президентом;
- Совет Федерации рассматривает законы, которые не подписал Глава государства.
Общая схема принятия федеральных законов
Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:
- Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
- Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
- Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
- Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).
Как безумные стрелки «регулируют» законодательство в сфере оборота оружия
Подробнее
Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:
- При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
- Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
- Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
- Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
Рекомендуем к прочтению нашу статью о муниципальных нормативных правовых актах «Что такое муниципальный нормативно-правовой акт».
***
Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.
Действие нормативных актов
Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.
Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы. Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.
Замечание 1
Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.
Закону может быть придана обратная сила в случае:
- наличии такой информации в нем;
- смягчения или устранения ответственности.
Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:
- завершением срока его действия;
- выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
- прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).
В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.
Замечание 2
Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.
Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.
На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.
Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ. Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам
Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится
Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам. Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ
6. Подписание и обнародование федерального
закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса.
Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного
процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для
подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления
федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух
возможных вариантов своих действий в его отношении.
Во-первых,
в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и
обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.
Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право
вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось
ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное
(относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания
квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное
прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном
порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он
будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию
Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это
сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и
последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в
силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно
законов.
Процедура прохождения федеральных конституционных
законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное
большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов
от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный
конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой
государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение
президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8
Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации.
Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их
подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая
публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании
законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если
самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например,
сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
* СЗ РФ. 1994.
№8. Ст. 801.
**См.: Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская
газета. 1999. 25 окт.
Палаты могут принимать решения и в форме
постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным
Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений
отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются
большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься
квалифицированным
большинством).
показать содержание
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права
Порядок заключительной стадии
Принятый закон должен быть обнародован или доведен до граждан по всем утвержденным пунктам двумя способами: официальным или неофициальным.
Под официальным обнародованием следует понимать поступление акта для публикации в печатные издания. Конституция РФ в статье 15 утверждает, что если закон не был издан в СМИ, с ним не ознакомили население, его нельзя применять на практике. Такой акт не имеет юридической силы, если он связан с правами, свободами, обязанностями граждан. Публикация происходит от имени государственных органов, которые его создали. Подобные действия регламентированы сроками.
Утвержденные акты появляются в официальных изданиях, если они предназначены для подобной литературы. После того как закон разместили на всеобщее обозрение, его ссылки можно использовать, подавая иски, в статьях на правовые темы. Регламентирует порядок оглашения законов всех уровней Федеральный закон № 5.
Кто является инициатором предложений?
Вам будет интересно:Принцип справедливости в уголовном праве: понятие, базовые принципы и основные правила
Все стадии включены в каждый закон — понятие, виды, порядок принятия в РФ начинается с чьей-то идеи или предложения. Выступать с законодательной инициативой или предлагать акт в России право дано:
Президенту.
Совету Федерации.
Депутатам ГД.
Правительству.
Представительным властным органам в субъектах.
Высшим судам – Верховному и Арбитражному.
Порядок принятия уголовных законов в РФ соблюдается и осуществляется на уровне высших судебных инстанций.
Должностные лица от определенных органов подают предложение по волнующему их вопросу, разрабатывают законопроект и передают его в Госдуму. Депутаты обязаны его рассмотреть, это не означает его обязательное принятие и одобрение. Ограничение в круге инициаторов связано с компетентностью лиц. Только перечисленные субъекты располагают необходимым объемом информации о состоянии уровня жизни, положениях в судопроизводстве или социальном обеспечении. Если расширить перечень органов или перейти на физических лиц, Госдуме придется увеличить свой объем работ на дополнительные исследования поступивших вопросов с принятием или отклонением по всем этапам программы, чего требует порядок принятия законов субъектов РФ.
Российское законотворчество: основные стадии
Внимание! ФЗ считают законодательным актом РФ, который принимают в соответствии с Конституцией России.
Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.
Общая схема принятия ФЗ
- Внесение в Госдуму;
- Рассмотрение в Госдуме;
- Принятие нижней палатой Парламента РФ;
- Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
- Подписание действующим Президентом России.
После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.
Перечень участников законодательного процесса
- законодательные органы регионов РФ;
- члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
- министры и сотрудники Правительство РФ;
- Президент России;
- российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
- отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме
Проект закона рассматривают 3 раза:
- В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
- Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
- После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».
Принятие ФЗ Госдумой
Внимание! При принятии и изменении конкретного федерального закона в Госдуме проводят открытое голосование. В этом случае голосуют за весь законопроект в целом или по конкретным статьям.. После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед
После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.
Одобрение законопроекта сенаторами
Важно! Члены Совфеда на протяжении двух недель обязательно рассматривают ФЗ, которые охватывают вопросы чрезвычайной важности.
Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.
Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.
Вступление нового ФЗ в юридическую силу
После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.
Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.
Особенности законодательного процесса
Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.
Замечание 1
Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.
Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени. Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость. Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство. О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.
Пример 1
Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений. В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую. В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.
Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права». Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов. Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Элементы системы права:
- Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
- Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
- Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
- Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)
Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.