Федеральный закон «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 n 44-фз ст 44 (ред. от 30.04.2021)
Содержание:
Статья 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
<Статья 31| Статья 32| Статья 33>
Изменения в закупках для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций
Это означает, что победитель закупки может не вносить денежные средства или банковские гарантии. Такое позволено только добросовестным поставщикам.
То есть в том случае, если участник – успешный исполнитель государственных контрактов:
- выполнил не менее трёх контрактов без штрафов и неустоек;
- факт выполнения закреплён в реестре госконтрактов, подтверждается выпиской из реестра;
- сумма выполненных контрактов не менее начальной максимальной цены текущей закупки.
В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от конечной цены госконтракта, а не НМЦ.
Приведём пример.
Заказчик проводит аукцион среди субъектов малого предпринимательства на приобретение специальной уборочной техники. Начальная максимальная цена контракта – 5 млн руб., обеспечение контракта установлено в размере 3%.
Победитель закупки снизил цену до 3 млн руб.
По старым правилам обеспечение контракта составило бы 150 000 руб.
То же требование к закупкам со снижением 25%, когда начинают работать антидемпинговые меры.
Но так или иначе, обеспечение не должно превышать размер аванса.
ВАЖНО! Скорее всего обе льготы будут распространяться на закупки только среди субъектов малого предпринимательства. Если такой субъект стал участвовать в общем аукционе, на него не будут распространяться льготы
Изменились правила для гарантийных обязательств
По 44-ФЗ заказчик имеет право настаивать на том, чтобы ему обеспечили гарантийный срок на товары и работы (ч.4 ст.33 44-ФЗ).
Какие появились изменения:
- В новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось условие и об обязательных гарантийных обязательствах в закрытой закупке (раньше обязательным в закрытых закупках было только исполнение контракта).
- Субъекты малого предпринимательства за обеспечение гарантий будут платить не более 10% от начальной максимальной цены контракта.
На что нужно обратить внимание:
- Если в качестве залога представлена банковская гарантия, нужно помнить, что срок её действия должен быть дольше срока гарантийных обязательств (минимум на месяц).
- Если в закупке было требование о предоставлении обеспечения на гарантийные обязательства, а исполнитель его не предоставил, заказчик не подпишет акты о приёмке товара или работы.
Разрешили менять “габариты” обеспечения
Раньше тоже можно было поменять виды и размеры залогов, но в новой редакции ст.96 добавлены пояснения.
Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.
Обеспечение можно уменьшить только пропорционально исполненным обязательствам.
Например:
- Один из этапов госконтракта выполнили без неустоек и получили за него оплату. Когда отчёт о завершении этапа занесли в реестр контрактов, исполнитель попросил заказчика вернуть залог, в размере пропорциональном стоимости выполненного этапа. Если в закупке был аванс, стоимость выполненных работ должны быть выше его.
- Банк, в которой исполнитель получал банковскую гарантию лишили лицензии и он предоставляет новую гарантию.
- Изменился способ залогового исполнения госконтракта. Например, исполнителю удобнее забрать залог деньгами, взамен на гарантию.
В закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов обеспечение нельзя будет уменьшать.
Основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур
У государства и государственных предприятий есть свои нужды, которые необходимо удовлетворять. Уже несколько лет идёт разработка таких нормативных актов, которые бы позволили эти нужды удовлетворить, но с максимальной прозрачностью и под максимальным контролем. Для этого был принят закон № 44-ФЗ, который является основным регулятором в сфере государственных закупок.
44 ФЗ с изменениями 2019 и комментариями необходим к изучению тем, кто решил заняться государственными закупкам с целью удовлетворения потребностей государства в лице федеральных, муниципальных и региональных органов власти. В данный закон постоянно вносятся какие-либо изменения. Цель принятия поправок – сделать закупки в пользу государства наиболее прозрачными.
Данный закон был принят 05. 04. 2013 года, а вступил в свою законную силу 01. 01. 2014 года. По настоящее время в него вносятся поправки и изменения с целью наиболее эффективного удовлетворения целей, для которых он разрабатывался и принимался.
Когда только реализовывались первые положения данного закона, была создана единая информационная площадка (специальная электронная система), на которой размещалась вся необходимая информация о том, в каком виде и каким образом будет осуществляться та или иная закупка. Практически все закупки осуществляются через эту единую систему. Исключение составляют те контракты, которые заключаются с единственным поставщиком на основании ст. 93 Закона. Все сведения о поставщиках и покупателях попадают в Единую информационную систему.
Для заключения контрактов с помощью этой системы, все участники должны иметь электронную цифровую подпись. Это сделано для того чтобы все сделки заключались с максимальной прозрачностью и не было сомнений в том, что контракты не поддельные. ЭЦП – это специальный инструмент, который позволяет пользователю не только войти в Единую информационную систему, но и подписать контракт. Затем все сведения о заключённой сделки выгружаются в эту систему, и становятся доступными для других участников.
Обзор документа
Разъяснено, что при заключении и исполнении контракта не действуют положения ГК РФ о том, что условия договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.
Отмечено, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то он вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг по содержанию и ремонту объекта, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов.
Условие — данные услуги предоставляются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику.
Заказчик вправе оплачивать коммунальные услуги (компенсировать соответствующие расходы балансодержателя) на основании выставленного счета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Порядок проведения закупки по 223-ФЗ
1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.
Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.
1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.
- Конкурс – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок.
- Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.
1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)
- Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
- Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.
1.3. Обеспечение заявок
- Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
- Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.
Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.
2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.
Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.
3. Отмена конкурентной закупки.
В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.
4. Определение поставщика
Заказчик создает комиссию для определения поставщика.
Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.
По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.
Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.
Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.
5. Заключение договора.
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.
Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).
Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.
Ст. 32 Закона № 44-ФЗ
В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Комментарии к самым важным статьям закона
Закон № 44-ФЗ определяет основные принципы совершения закупок для удовлетворения нужд государства. Как в других нормативных актах, в нём есть содержание – основные статьи и положения, которые определяют основную суть. Ч. 1 ст. 1 44 ФЗ – здесь прописаны основные сферы деятельности, которые попадают под действие данного закона. В этой статье указано, что действие закона распространяется на:
- планирование закупок;
- определение круга поставщиков для заключения того или иного контракта;
- заключение контракта, имеющего гражданско-правовую природу;
- проведение квалифицированного аудита в сфере закупок;
- осуществление квалифицированного и законного контроля над соблюдением норм действующего закона.
Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности:
- регулируемые нормами международного законодательства;
- связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц, которые в силу действующего законодательства, находятся под защитой государства.
Статья 44 закона 44 ФЗ регулирует обеспечение заявок для участия в конкурсах и аукционах, проводимых с целью выявления участников государственных закупок. Здесь сказано, что:
- каждый заказчик должен разработать, утвердить и установить требования, по которым будут приниматься заявки для участия в конкурсах и аукционах, если начальная цена контракта превышает 5 млн. рублей;
- обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии;
- при предоставлении документации для участия в конкурсе или аукционе, заказчик должен указать сумму обеспечения;
- в п. 6 ст. 44 ФЗ 44 сказано, что требования об обеспечении заявки распространяется на всех участников госзакупки. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения, которые не обеспечивают свои заявки для принятия в конкурсе;
- иные положения.
Для того чтобы стать участником закупок для удовлетворения нужд государства, необходимо знать, какие требования предъявляются к ним:
- соответствие нормам Закона № 44-ФЗ;
- поставщик не может находиться на стадии ликвидации или банкротства;
- деятельность компании не должна быть приостановлена на законодательном уровне;
- поставщик не имеет долгов по обязательным платежам и сборам;
- поставщик не должен иметь судимость за экономические преступления;
- подписываемый контракт не должен вызывать конфликта интересов;
- поставщик не должен относиться к организациям, которые имеют признаки «оффшорности».
Чтобы сделка стала государственной закупкой, необходимо соблюдение следующих условий:
- она заключается через специальный сайт;
- заказчики обязаны указать свои данные в системе;
- поставщики проходят процедуру обязательной аккредитации на электронных площадках;
- каждый поставщик имеет право самостоятельно найти интересный заказ на площадке госзакупок, а затем принять участие в аукционе;
- стороны выполняют свои обязательства на основании контракта.
Согласно Закону № 44-ФЗ осуществлять партнёрство можно только с одним поставщиком.