Порядок расчета неустойки по 223-фз

Содержание:

Штрафы за несоблюдение норм 223 закона

Изначально нарушение норм 223 закона не предусматривало каких-либо мер ответственности, но ситуация поменялась в 2014 году, когда Указом Президента в законодательство были внесены изменения, предусматривающие штрафы за нарушение вышеуказанного нормативного акта.

Основным нормативным документом, определяющим меры наказания за нарушение норм 223 Федерального закона, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно ему предусмотрены следующие меры ответственности, при этом основанием привлечения к ответственности могут быть как виновные действия, так и бездействие.

Наименование правонарушения Статья КоАП РФ Меры ответственности для должностных лиц Меры ответственности для юридических лиц
Несоблюдение электронной формы процедуры закупок в случаях, когда данная форма обязательна п. 1 ст. 7.32.3 10-30 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Повторное нарушение при выборе способа проведения закупки п. 2 ст. 7.32.3 40-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года
Несоблюдение предусмотренной законом формы процедуры закупок п. 3 ст. 7.32.3 20-30 тысяч рублей 50-100 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения обязательной информации в ЕИС п. 4 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 10-30 тысяч рублей
Неразмещение обязательной информации в ЕИС п. 5 ст. 7.32.3 30-50 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, которые вносятся в правовые акты заказчиком п. 6 ст. 7.32.3 5-10 тысяч рублей 10-30 тысяч рублей
Ненадлежащее составление извещений о закупке п. 7 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Предъявление незаконных требований к участникам закупок, которые не отражены в документации п. 8 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Нарушение норм о порядке предоставления сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках либо предоставление заведомо ложной информации в реестр недобросовестных участников ст. 19.7.2-1 10-15 тысяч рублей 30-50 тысяч рублей
Невыполнение в срок законных предписаний и решений контролирующих органов в области закупок п. 7.2 ст. 19.5 30-50 тысяч рублей 300-500 тысяч рублей

Размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае зависит от следующих факторов:

  • значительность правонарушения;
  • наличие или отсутствие негативных последствий;
  • повторность правонарушения.

В случае если правонарушение было незначительным и не имело серьезных последствий, может быть вынесено предупреждение. Также при наложении штрафа должностному лицу учитывается его характеристика и материальное положение.

Меры административной ответственности налагаются федеральными антимонопольными органами согласно Постановлению № 189 от 07 апреля 2004 года.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223-ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой

Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности, налагаемые на то или иное должностное лицо, а также на юридические лица, назначаются только контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда. В основу расчета того или иного административного взыскания ложится обязательное изучение допущенного нарушения, а также степень причиненного ущерба государству при совершении того или иного правонарушения.

Вид нарушения Размеры штрафных санкций для должностных и юридических лиц
Проведение закупки в иной форме, нежели предусмотренная законом электронная форма (ст. 7.32.3, часть 1 КоАП РФ) Для должностных лиц штраф составит от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей
Проведение закупки, для которой предусмотрена электронная форма, в другой форме должностным лицом, которое уже ранее привлекалось за аналогичное правонарушение более двух раз (ст. 7.32.3, часть 2 КоАП РФ) Для должностного лица штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей либо назначение профессиональной дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года
Проведение закупки, для которой механизм предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе, другими способами и с использованием других механизмов нормативного регулирования (ст. 7.32.3, часть 3 КоАП РФ) Для должностных лиц санкции находятся в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 100 тысяч рублей
Несоблюдение сроков, предусмотренных для размещения в ЕИС информации о закупках, кроме случаев, когда идет речь о размещении сведений об изменениях закупочной документации (ст. 7.32.3, часть 4 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей
Несоблюдение правил размещения в ЕИС информации о закупках, если разместить такую информацию требуют положения действующего законодательства в сфере закупок (ст. 7.32.3, часть 5 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей
Нарушения, которые были допущены в части размещения информации о вносимых в закупочную документацию изменениях в ЕИС (ст. 7.32.3, часть 6 КоАП РФ) Должностное лицо подвергается штрафу от 5 до 10 тысяч рублей, а юридические – от 10 до 30 тысяч рублей
Нарушение установленных требований в части составления извещений о проводимой закупочной процедуре (ст. 7.32.3, часть 7 КоАП РФ) На должностных лиц налагается штраф в диапазоне от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Формирование требований к потенциальным участникам закупочной процедуры, если такие дополнительные требования не предусмотрены законодательством об осуществлении закупок (ст. 7.32.3, часть 8 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 3 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Нарушение сроков исполнения вынесенного предписания или решения контролирующих органов в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, если такое решение или предписание касается устранения нарушений в части проведенной закупки (ст. 7.32.3, часть 9 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафам в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические – от 300 до 500 тысяч рублей
Нарушение правил, сроков и порядка предоставления информации о недобросовестных исполнителях заключенных государственных и муниципальных контрактов (ст. 7.32.3, часть 10 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафным санкциям в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей, юридические – от 30 до 50 тысяч рублей

В том случае, если при формировании плана-графика закупок или при проведении подготовительной работы к осуществлению той или иной закупочной процедуры были осуществлены мероприятия, направленные на дробление закупок, то при проведении проверки заключенных по итогам таких закупочных процедур контрактов и договоров Федеральная антимонопольная служба вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего, кроме такого постановления, выносится также и решение о назначении штрафных санкций за ограничение возможностей конкуренции. Максимальный порог такого штрафа составляет 50 тысяч рублей для должностного лица, а для юридического – 500 тысяч рублей.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как определить размер неустойки по закону № 223-ФЗ в договоре

Специальных требований или методических рекомендаций по выбору формулы расчета неустойки в рамках закона № 223-ФЗ не утверждено. Заказчик самостоятельно определяет размер и форму неустойки, алгоритм ее исчисления. При этом следует руководствоваться общими положениями закона о неустойке, сложившейся по данному вопросу судебной практикой, актами компетентных органов власти и ведомств.

Обратите внимание! При расчете заказчиком размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом (письмо Минфина России от 24.03.2020 № 24-03-07/22888)

Важно! Зачастую для определения порядка исчисления неустойки по закону № 223-ФЗ заказчикам рекомендуют использовать Правила определения размера штрафа…, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Это не запрещено законом. При этом необходимо помнить, что данные правила по умолчанию могут быть применены только к правоотношениям в рамках Закона № 44-ФЗ (см. определение ВС РФ от 29.08.2019 по делу № 305-ЭС19-8124). То есть желающие применять Правила заказчики должны предусмотреть их использование в положении о закупке и контракте

постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Это не запрещено законом. При этом необходимо помнить, что данные правила по умолчанию могут быть применены только к правоотношениям в рамках Закона № 44-ФЗ (см. определение ВС РФ от 29.08.2019 по делу № 305-ЭС19-8124). То есть желающие применять Правила заказчики должны предусмотреть их использование в положении о закупке и контракте

Важно! Зачастую для определения порядка исчисления неустойки по закону № 223-ФЗ заказчикам рекомендуют использовать Правила определения размера штрафа…, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Это не запрещено законом. При этом необходимо помнить, что данные правила по умолчанию могут быть применены только к правоотношениям в рамках Закона № 44-ФЗ (см. определение ВС РФ от 29.08.2019 по делу № 305-ЭС19-8124). То есть желающие применять Правила заказчики должны предусмотреть их использование в положении о закупке и контракте.

Форму неустойки — штрафы, пени или их комбинацию — заказчик тоже устанавливает в договоре по собственному усмотрению.

Рекомендуем! Вопрос об определении формы и размера неустойки в договоре и порядке ее исчисления мы поднимали неоднократно. Много полезной информации по данной теме читатель найдет в статьях «Размер неустойки за неисполнение обязательств по договору» и «Пеня и неустойка — в чем разница?».

Подробно о том, как прописать в договоре размер и период уплаты неустойки читайте в системе КонсультантПлюс. Предлагаем тем, у кого нет доступа в систему оформить ссылку на бесплатный пробный доступ.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. новую редакцию положения о закупке;
  3. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых
актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции»
или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года,
или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо
лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в
виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

ВАЖНО!

Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем закупок у
субъектов малого предпринимательства (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями
Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.. Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Положения о закупке.

Поскольку «правила игры» устанавливаются заказчиком в положении о закупке, при рассмотрении жалоб или проведении проверки контролирующий орган вынужден изучать этот документ – ведь в каждом конкретном учреждении один и тот же вид закупки может быть регламентирован по-разному.

В настоящее время достаточно распространенным нарушением является установление сроков заключения контракта по итогам закупочных процедур в нарушение норм Закона № 223-ФЗ. Приведем примеры.

Решение Татарстанского УФАС от 05.05.2016 № ИП-04/6334 по жалобе № Т04-145/2016.

В положении о закупке МУП установлено, что срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор, не должен превышать пять дней либо срок, указанный в документации о закупке.

По мнению Татарстанского УФАС, этот срок нарушает ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Согласно данным нормам участники имеют право обжаловать действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в течение десять дней со дня подведения итогов торгов либо, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в Интернете, со дня такого размещения.

Следовательно, установленный в положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки лишает возможности обращения участников с соответствующей жалобой, а потому данное условие нарушает права участников.

Также нарушением является то, что заказчики не соблюдают свое же утвержденное положение, устанавливая в документации о закупке иные условия проведения закупочных процедур.

Решение Санкт-Петербургского УФАС от 04.04.2016 по жалобе № Т02-193/16.

Извещением о закупке, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, определено, что закупка проводится по одному лоту – «на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников для нужд «С» – 1 комплект услуг.

Вместе с тем в техническом задании документации указано, что закупка проводится по двум лотам: лот 1 – «услуга по проведению периодического медицинского осмотра работников в г. Калининграде»; лот 2 – «услуга по проведению периодического медицинского осмотра работников в г. Советске».

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС выявила нарушение ч. 8 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в действиях заказчика при организации закупки, выразившееся в установлении в извещении и в документации о закупке противоречивых сведений относительно количества лотов, что вводит в заблуждение участников закупки.

Неверный выбор способа осуществления закупки тоже не редкость, а ведь это нарушение положения о закупке, а соответственно, и Закона № 223-ФЗ.

Решение Хабаровского УФАС от 29.02.2016 по делу № 8-01/325.

Положением о закупке ФГУП определено, что закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки, которая может быть осуществлена, когда возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

ФГУП осуществлена закупка у единственного поставщика на выполнение строительно-монтажных работ на сумму 295 673 780 руб., хотя имелась возможность организации конкурентной закупки. Тем самым заказчик исключил возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора подряда в равных условиях. Поэтому действия ФГУП признаны нарушающими ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Виды дисциплинарных наказаний, примеры

  1. Александр Иванович работает в предприятии ООО “Солнце и Горы”. Он всегда приходит на работу вовремя, должным образом исполняет свои обязанности. Но 25 января у его друга был юбилей. Александр Иванович вернулся домой в 3 часа ночи. Из-за этого он проспал и пришел на работу не к 9, как положено, а к 10. В этой ситуации ему сделали замечание.
  2. Елена Алексеевна работает парикмахером в компании ОАО “Красотка”. Иногда ей лень делать стрижки клиентам, поэтому она уходит на обеденный перерыв на час раньше положенного. Руководство раньше не видело таких поступков Елены Алексеевны, но 3 июня заметило. За невыполнение поручений работнице был назначен выговор.
  3. Игорь Андреевич подал документы в инженерную компанию ЗАО “Строй Дома” сразу после окончания вуза. Чтобы его точно приняли, он подделал их. Через 3 месяца директор заподозрил неладное, так как Игорь Андреевич часто не мог справиться со своими обязанностями. Он узнал, что диплом об образовании у работника поддельный. За это директор уволил его.

Штрафы по 223-ФЗ – таблица КоАП 2019 с последними изменениями

С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ.

Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП.

Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

Ответственность заказчиков

Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

Вид нарушения Сумма взыскания Основание по КоАП
с должностного лица с юридического лица часть статья
Неверная форма определения методики закупки
Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено 10 тыс. – 30 тыс. рублей 100 тыс. – 300 тыс. рублей 1 7.32.3
Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки 40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года) 2 7.32.3
Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом 20 тысяч – 30 тыс. рублей от 50 до 100 тыс. рублей 3 7.32.3
Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке
Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС 2 тыс. – 5 тыс. рублей 10 тыс. – 30 тысяч рублей 4 7.32.3
Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках от 5 до 10 тыс. рублей от 10 000 до 30 000 рублей 6 7.32.3
Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР 2 000 – 3 000 рублей 5 тыс. – 10 тыс. рублей 7 7.32.3
Не предоставление сведений на всеобщее обозрение
Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством 30 тыс. – 50 тыс. рублей 100 – 300 тыс. рублей 5 7.32.3
Попытки ограничения здоровой конкуренции
Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг 2 000 – 3 000 рублей 5 000 – 10 000 рублей 8 7.32.3
Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе. 10 000 – 15 000 рублей 30 000 – 50 000 рублей 19.7.2-1
Не соблюдение предписаний контролирующих органов 30 тысяч – 50 тыс. рублей От 300 до 500 тыс. рублей 7.2 19.5

Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены.

Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов.

Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Неразмещение информации в ЕИС.

Автономные учреждения могут «забыть» разместить необходимую информацию в ЕИС, или разместить ее, но не полностью, или нарушить сроки – если таковые установлены в отношении конкретных документов.

Например, одной из распространенных ошибок является неопубликование утвержденного перечня закупок у СМП на собственном сайте.

Обратите внимание:

Заказчики обязаны публиковать утвержденный перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства не только в единой информационной системе (ЕИС), но и на своем сайте в Интернете (п. 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Соответственно, опубликование перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, исключительно в ЕИС образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Также довольно часто нарушаются сроки размещения документов в ЕИС:

1. Постановлением ФАС РФ от 30.12.2015 по делу № АК1107-15 АО привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке АО: нарушены сроки размещения на официальном сайте в Интернете (www.zakupki.gov.ru) плана закупок, а именно – план закупок размещен 14.01.2015, то есть позднее 31.12.2014.

2. Решением ФАС РФ от 28.12.2015 по делу № 223ФЗ-434/15В переданы материалы о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку в ходе контрольного мероприятия было выявлено, нарушение сроков размещения протокола, составленного в ходе закупки: протокол составлен и подписан 07.12.2015, а размещен в ЕИС 11.12.2015 (на 4-й день), в то время как ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предписывает сделать это не позднее чем через три дня со дня подписания.

3. Постановлением ФАС РФ от 20.08.2015 по делу № АК340-15 должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности за нарушение срока размещения сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ данные сведения необходимо размещать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, а заказчик сведения за март разместил лишь 15 апреля.

Кроме этого, заказчики «забывают» размещать на официальном сайте закупок:

  • Извещение и документацию о закупке (не только при заключении договора с единственным поставщиком, но и в случае проведения торгов размещают документы лишь на собственном сайте).
  • Изменения в документации (направляют их адресно тем, кто получил документацию лично).
  • Разъяснения документации (нередко изменяют содержание, следовательно участники не имеют возможности подготовить заявку, соответствующую требованиям).

Вместе с тем в решениях ФАС можно встретить фразу о том, что предписание об устранении такого нарушения заказчику не нужно выдавать. Это обусловлено тем, что исправление ситуации никак не повлияет на восстановление прав и законных интересов участника закупки (см., например, решения Санкт-Петербургского УФАС от 31.03.2014 № 12/5400 по делу № Т12-103/14, ФАС РФ от 10.05.2016 № 223ФЗ-179/16 и пр.).

Неразмещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, – типичное нарушение ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, которое в силу ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ может стоить должностному лицу штрафа до 50 000 руб., а организации – до 300 000 руб. (Постановление ФАС РФ от 30.09.2015 по делу № 223ФЗ-38/15/АК616-15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector