Федеральный закон «о прокуратуре российской федерации» от 17.01.1992 n 2202-1 (ред. от 30.12.2020)
Содержание:
Проверка прокуратуры
С 2016 г. введено ограничение на проведение проверок (плановых) в отношении предпринимателей малого бизнеса. Однако в прошлом году было проведено 66% проверок, которые носили внеплановый характер.
Проверки:
- Плановые
- Внеплановые
В соответствии с ФЗ о прокуратуре от 1992 г. прокурор полномочен:
- Войти на территорию любой организации (коммерческой или некоммерческой).
- Воспользоваться услугами сотрудников для уточнения возникших вопросов.
- Потребовать от сотрудников организаций предоставления документов.
- Осуществлять контроль ревизионной деятельности организаций.
- Вызвать должных лиц для получения необходимой информации по делу.
- Поставить в известность соответствующую инстанцию. Такое происходит при вневедомственном нарушении.
Прокурор не может: | Предприниматель обязан: |
Исключения:
- Данное ограничение не распространяется на субъекты, реализовывающие виды деятельности в социальной сфере, образовании, теплоснабжении, электроэнергетике, энергоснабжении.
- Контроль и проверка лиц, подвергшихся административной ответственности за совершение злостного нарушения. Обследования по некоторым видам государственного контроля на федеральном уровне.
Применение рассматриваемого ФЗ происходит при взаимодействии прокуратуры с другими органами. При осуществлении возложенных на них государством функций: проведение проверок, участие в суде и др.
Что представляет собой закон?
- Раздел 1 — Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10);
- Раздел 2 — Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20);
- Раздел 3 — Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34);
- Раздел 4 — Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39);
- Раздел 5 — Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45);
- Раздел 6 — Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50);
- Раздел 7 — Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54).
В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:
- Генеральной прокуратуры РФ;
- Прокуратуры субъектов России;
- Отдельных прокурорских систем городов и поселений.
Основные функции прокуратуры РФ
- проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
- инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
- проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
- контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.
Другие обязанности:
- осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
- содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
- взаимодействие с правоохранительными органами других государств.
Система органов прокуратуры
В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:
- Генпрокуратура РФ;
- департаменты субъектов (городские, районные, областные);
- организации образовательного и научного характера;
- военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
- следственный комитет, включая специализированные направления.
То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.
Принципы работы
- соблюдение законности;
- централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
- независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
- единство всех органов прокуратуры.
Важно: вся информация, касающаяся работы ведомства, должна быть доступна гражданам. Но при этом она не может противоречить закону или порочить репутацию сотрудников.
Иные функции
Примечание: при выявлении несоблюдения норм законодательства во время судебного разбирательства, прокурор опротестует принятое решение и потребует устранения ошибки. Но окончательное решение по этому протесту будет принимать суд, или другой уполномоченный орган.
Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.
Ограничения и запреты для работников прокуратуры
- творческая;
- научная;
- педагогическая.
Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.
Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.
Функции Генеральной прокуратуры
- управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
- решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
- разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
- принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
- выпуск специальных изданий.
На заметку: назначение на должность Генерального прокурора находится в ведении Федерального Совета РФ. Кандидатуру представляет Президент. Период действия полномочий Генпрокурора — 5 лет.
Основные положения
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
Прокуратура РФ призвана обеспечивать законность и защиту основных прав и гарантий граждан нашей страны, общества и государства. Для достижения названых целей она обеспечивает:
- Надзор за органами власти;
- Надзор за оперативно-розыскными органами;
- Надзор за судебными приставами;
- Надзор за администрациями;
- Осуществление уголовного преследования;
- Юридическую помощь по вопросам правоприменения при борьбе с преступностью;
- Привлечение к административной ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.
- Может участвовать в разработке и утверждении законов РФ;
- Представляет собой вертикальную систему власти, где нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам, а также Генеральному прокурору РФ.
- Являются независимыми от иных систем федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, подчиняются только законодательству РФ;
- Действуют открыто и гласно (исключения составляют персональные данные граждан и государственная либо иная охраняемая законом тайна);
- Информируют население и органы власти о состоянии законности на территории страны и отдельных субъектов.
Нужна заявка займа «Домашние деньги» онлайн? Смотрите здесь.
- Не могут быть выбраны в органы либо быть участником органов, образующихся по решению органов власти или являющихся ими;
- Не могут быть членами группировок, деятельность которых осуществляется в политической сфере;
- Не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и педагогической.
Прокурор не может требовать:
- Документацию, которая не входит в цель и предмет его проверки;
- Документы, которые в рамках другой прокурорской проверки уже были переданы в органы прокуратуры;
- Документы, опубликованные в сми.
В органах прокуратуры рассматриваются:
- Заявления;
- Обращения;
- Жалобы, которые содержат информацию о нарушении законодательства РФ.
Рассмотрение обращений и жалоб
Работа по рассмотрению заявлений нацелена на защиту интересов людей и укрепления законности. Смысл данной деятельности – это своевременное реагирование и объективное решение каждого заявления.
Законодатель не установил строгой формы оформления обращений к сотрудникам прокуратуры. Прокуратурой не рассматриваются вопросы, которые не связаны с исполнением или нарушением законов.
Заявление составляется и пишется в произвольной форме, но там важно указать:
- сведения о допущенном нарушении или нарушителе;
- личные данные (ФИО, адрес, мобильный телефон).
В определенных случаях заявления в прокуратуру остаются без ответа:
- когда нет ФИО и адреса заявителя;
- повторное обращение или жалоба не содержит новой информации;
- содержание лишено логики;
- обращение содержит нецензурные выражения.
Как правило, в судебные инстанции обращаются за защитой личных интересов. А вот прокуратура помогает принимать и рассматривать заявления, которые содержат информацию о правонарушениях в отношении и других граждан.
Должностные лица, которые получили такой документ, обязаны рассмотреть его и принять решение об устранении нарушения.
Юрист Кизанд Юлия Владиславовна.
Что регулирует и когда применяется
Закон регулирует:
- Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
- Обеспечивает правовую структуру;
- Механизмы взаимодействия всех элементов системы.
Применяется по вопросам:
- Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
- При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
- Иностранных организаций;
- Осуществляет правовую поддержку;
- Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.
Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:
- Осуществлении проверок;
- Запроса информации;
- Участия в судебных процессах;
- Участия в нормотворческой деятельности;
- Предъявлении требований;
- Ведении реестров и статистики.
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Прокурорский надзор
Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:
ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.
Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.
Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.
Глава IV (статьи: 32-34)
Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.
Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»
Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:
- Соблюдения основных прав;
- Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.
Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:
- В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
- Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
- Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.
Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.
Названым Федеральным законом устанавливаются:
- Конкретные сроки проведения проверок;
- Возможность и основания их продления;
- Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.
Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.
Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.
Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.
Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу
Какие были внесены изменения?
Каждый нормативно-правовой акт, изданный непосредственно на территории Российской Федерации, регулярно проходит процедуру обновления своего регламента. Данный процесс способствует упразднению нелегитимных частей каждого конкретного Федерального закона и актуализации его основных положений. Процесс актуализации нормативного акта является необходимым нюансом в условиях постоянно изменяющейся политической и правовой обстановки как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.
За всё время своего существования Федеральный закон претерпел множество изменений. Последние поправки в его текущий регламент были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 41.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 25 и 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в части предоставления дополнительных социальных гарантий и компенсаций, связанных с оплатой проезда» № 246-ФЗ. Статьёй 1 указанного выше нормативного акта внесены следующие поправки в ФЗ-2202-1:
- В 3 абзац части 1 статьи 41.4 добавлено предложение, устанавливающее, что если местом отдыха служащего прокуратуры в период основного отпуска является оздоровительный санаторий, то проезд оплачивается и сотруднику, и членам его семьи;
-
В пункт 3 статьи 44 добавлен абзац, гласящий, что единожды в год сотруднику прокуратуры оплачивается железнодорожный, водный, наземный (кроме такси) или авиатранспорт в два направления, следующий по адресу курортно-оздоровительного комплекса. На подобные льготы также могут рассчитывать:
- Члены семей работников прокуратуры;
- Сотрудники, уволенные по причине травмы, полученной при исполнении;
- Сотрудники в отставке.
Пункт 7 статьи 44 рассматриваемого Федерального закона признаётся утратившим актуальность.
Важные статьи Федерального закона № 2202-1
В целях подробного изучения рассматриваемого федерального закона необходимо обратить внимание на следующие статьи данного нормативного акта:
- Ст. 21 — определяет конституционные и международные права человека и гражданина, как предмет прокурорского надзора. Срок прокурорской проверки деятельности отдельных предприятий, систем и личностей не должен превышать 30 календарных дней;
-
Ст. 22 — определяет прямые полномочия прокурора, в частности:
- При предъявлении соответствующего удостоверения — беспрепятственное проникновение на территории предприятий и служебных помещений;
- Право допрашивать граждан и представителей юридических лиц на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации;
- Право на требование предоставления необходимой для осуществления проверки документации;
- Ст. 40 — устанавливает порядок службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Определяет принадлежность сотрудников прокуратуры к государственным служащим, содержит ссылки на Трудовой кодекс РФ.
Актуальный текст представленных выше статей Федерального закона № 2202-1 позволяет наиболее глубоко изучить сферу деятельности прокурорских сотрудников и их роль в обеспечении законных прав и свобод гражданина и человека на территории РФ.
Нюансы
- В рамках установленных полномочий, работники прокуратуры вправе осуществлять проверку на выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, поступивших на юридическую экспертизу;
- В случае выявления признаков коррупции прокуроры незамедлительно вносят протест или представление в соответствующий орган;
- Требование об изменении нормативного акта, в котором обнаружены признаки коррупциогенной составляющей, должно быть рассмотрено не позднее чем через десять дней после его поступления в орган;
- О результатах рассмотрения сообщается в прокуратуру. Однако подобное требование может быть обжаловано в том числе в судебном порядке;
- Генеральный прокурор и другие работники по его представлению могут присутствовать на официальных заседаниях федеральных органов власти, органов МСУ, региональных органах власти, вносить соответствующие предложения;
- Прокуратура в рамках возложенных на нее обязанностей координирует работу органов МВД и других органов, связанных с противопреступной деятельностью;
- Прокуроры в соответствии с полномочиями, установленными назваными законом, могут быть стороной по делу в судебном разбирательстве для обеспечения законности в судебной системе власти;
- Прокуроры могут опротестовывать незаконные решения судов;
- Запрещено воздействовать на прокурора во время проведения проверки либо осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Прокурор не обязан знакомить или обнародовать с результатами проверки до ее завершения.
Деятельность правоохранительной системы и ее организация
Федеральный закон о прокуратуре РФ (№ 2202-1) достаточно полно освещает всю организацию правоохранительных структур. Прокуратура России осуществляет надзорную деятельность следующих важных аспектов:
- исполнение законов государственными органами (полиции, судебных приставов, а также учреждений, исполняющих наказание);
- уголовное преследование;
- соблюдение всех прав граждан;
- координация деятельности органов правопорядка в борьбе с правонарушителями.
Благодаря этому ФЗ сотрудники прокуратуры опротестовывают решения и приговоры судов.
Организация деятельности ведомства прокуратуры и сотрудников осуществляется согласно Конституции, ФЗ (№ 2202-1), международными договорами.