Запрет мобильных телефонов в школах

Содержание:

Содержание методических рекомендаций

Фото: pixabay.com

Руководители школ придерживаются следующих действий:

  1. Рассмотреть и принять ограничений на использование сотовых телефонов.
  2. Довести до сведения учащихся, что мобильник может быть и вреден – и почему это так.
  3. Регулировать использование сотовых телефонов — с помощью определённых психопедагогических методов.
  4. Объяснить, почему школьник должен перевести мобильник в режим беззвучной работы.
  5. Разъяснить школьникам и их родителям, почему сохранность мобильников необходима.
  6. Обозначить места их хранения.
  7. Принять меры, ограничивающие их использование на время уроков.
  8. Организовать мероприятия, направленные на их культурное и разумное применение.
  9. Обозначить круг сотрудников школы, ответственных за реализацию данных мероприятий.
  10. Обеспечить работоспособность системы учёта проведения этих же мероприятий.
  11. Напоминать учащимся об условиях и положениях, изложенных в специальных брошюрах.
  12. Применять перемены межу уроками не для Интернета, а для активного времяпрепровождения.

Не решён вопрос об ответственности учителей за переданные на время урока мобильники. Школа по-прежнему не желает брать на себя такие полномочия.

Разновидности колоний

Различают два вида таких пенитенциарных учреждений:

Щадящего режима – туда отправляют тех осужденных, которые совершили преступление по неосторожности, в состоянии аффекта и так далее. Также сюда могут направить тех, кто совершил преступление намеренно, но не выше, чем средней тяжести.
Поселения, которые предназначены для заключенных, отбывающих наказание за средней тяжести или тяжелый проступок, но заслужили такое «смягчение» своим прилежным поведением.. Однако, следует отметить, что такие разделения условны, а потому исключения вполне вероятны

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем. Телефон в Москве и Московской области: +7 Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно

Однако, следует отметить, что такие разделения условны, а потому исключения вполне вероятны. Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем. Телефон в Москве и Московской области: +7 Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

2019

В школах Мадрида запретили использовать смартфоны

В конце декабря 2019 года Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах. Закон вступит в силу со следующего учебного года (2020–21 гг.).

До сих пор в Мадриде, как и почти во всех автономных регионах, закон давал право школам устанавливать свои правила, однако теперь мобильные телефоны, смартфоны и планшеты полностью запрещены во всех учебных классах региона. Мадридские ученики больше не смогут пользоваться смартфонами, за исключением тех случаев, когда преподаватель считает, что телефон необходим для учебного процесса.

Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах

Ученики могут носить с собой смартфон, планшет или смарт-часы в школу, но устройства должны быть выключены или переведены в режиме полета и храниться в рюкзаке или в шкафчиках. Детская площадка также считается школой, но в данном случае директора самостоятельно решают, могут ли дети использовать свои «умные» устройства. В случае несоблюдения этих правил закон настоятельно призывает руководство школы наказать ученика.

Министерство образования уже давно обсуждает эту проблему с экспертами и школьным сообществом и признает существующие разногласия. Проведенный GESOP опрос выявил, что большинство взрослого населения поддерживает запрет (86%). В основном это связано с дефицитом внимания учащихся, высокой отвлекаемостью, а также такими проблемами, как киберзапугивание. Однако многие эксперты считают, что доступ к смартфону может стать прекрасным инструментом в руках обучающего, если установить пределы его использования.

В 2015 году школьный совет Каталонии (CEC) представил отчет об использовании телефонов в школах. В 2019 году этот документ бы пересмотрен и расширен

Немалое внимание в нем уделяется таким вопросам, как защита данных несовершеннолетних, киберзапугивание или киберзависимость, а также подготовке учителей и роли семьи

В каждой четвёртой школе в России запретили телефоны на уроках

К середине декабря 2019 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».

Сегодня у нас уже есть конкретные цифры: 10 628 школ — то есть примерно каждая четвертая — выполнили рекомендации и ограничили телефоны во время уроков, — сообщила она.

В каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках

По словам Ольги Васильевой, запрет на использование телефонов на занятиях введён во всех школах в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской области. Больше половины школ внедрили аналогичные меры в Магаданской (53,3% от общего количества учреждений), Кемеровской (67,3%), Курганской (50,9%), Свердловской (65,3%) областях, а также в Пермском крае (58,8%), республике Марий Эл (63,8%) и Удмуртской республике (60,9%). Эти данные министр назвала «абсолютно проверенными».

Стоит заметить, что смартфоны не запретили проносить в школу, а запретили пользоваться ими на уроках, — пояснила в беседе с изданием председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец. — И, мне кажется, что эта цифра на самом деле выше, чем каждая четвертая школа

Васильева отмечает, что Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Министерство просвещения лишь рекомендовали школам принять такие меры, однако учебные заведения могли сами принимать решения –— вводить новое правило или нет. Московские власти выступили против предлагаемых ограничений. Сама Ольга Васильева считает, что «на период образовательного процесса» мобильный телефон «абсолютно не нужен».

Более того, три четверти опрошенных (и я с ними абсолютно солидарна) считают, что и педагоги должны ограничить использование телефонов во время процесса обучения, — добавила она.

С чего все началось?

В данный момент закон о запрете мобильных устройство в классах не принят. Соответствующая часть статьи КоАП или ГК пока ещё не изменилась настолько, чтобы мобильные телефоны в школах однозначно запретили. Тем не менее, пресс-службы популярных изданий неоднократно обсуждали подобные запреты.

По указу Матвиенко создана комиссия, призванная обозначить конкретные нормативы, которые могут быть применены и законодательно. В первую очередь это требование затронет младше- и среднеклассников. Дело в том, что влияние сотовых гаджетов на образовательный процесс, (ведение уроков, усвоение учащимися материала) неоспоримо. Оно отрицательно сказывается на успеваемости юного поколения. Эти устройства мешают школьникам учиться. А когда дело доходит до перемены – многие сидят в Интернете, а не общаются друг с другом в реальной жизни. Опросная комиссия ВЦИОМ выяснила, что 83% жителей страны не одобряет использование сотовых гаджетов в школах – это вредит развивающимся социальным, коммуникативным навыкам подрастающего поколения. Кто вырастет из школьников, которые отгораживаются от окружающей действительности?! Подобные призывы звучали неоднократно ещё в 2017 году. Но тогда решающее мнение предоставлялось руководству каждой из школ.

Но принятие этого закона откладывалось из года в год – и не произошло до сих пор. Чиновники пока ещё двусмысленны в своих мнениях, а спикер Госдумы РФ также поддерживает их линию.

Что говорят эксперты?

Эффект от запрета мобильников проверили учёные из Центра экономических показателей. Оказалось, что в школах с ограничением смартфонов успеваемость учеников выше на 6,4 %. Исследователи говорят, что это эквивалентно пяти дополнительным дням в учебном году.

Успеваемость школьников до и после введения запрета на смартфоны

Журнал Clinical Psychological Science опубликовал другое исследование. Учёные пытались разобраться, почему число американских подростков в глубокой депрессии (чувствуют себя бесполезными или безрадостными) увеличилось. После прочтения двух других независимых исследований они пришли к выводу, что на настроение школьников влияют смартфоны — чем больше времени они проводят в соцсетях, тем больше вероятность того, что они впадут в депрессию.

Учёные из Института образования НИУ ВШЭ с этим несогласны. Они предлагают использовать смартфоны учеников, чтобы разнообразить процесс обучения, и считают запрет на гаджеты в школах ненужным. Кроме того, преподаватель Королева Диана раскритиковала результаты исследований зарубежных коллег.

Структура документа

При составлении приказа следует придерживаться обычных для такого рода документации структуры и состава. В частности приказ должен содержать «шапку»: сведения о компании и самом распоряжении; данные о законодательных нормах и внутренних актах фирмы, в соответствии с которыми он издан (это основание), а также краткое изложение объективных причин для его создания (это обоснование). Основная часть приказа, как правило, состоит из нескольких пунктов, которые могут формулироваться произвольно. Последний пункт всегда – о назначении ответственного за исполнение распоряжения сотрудника. В конце приказ обязательно должен быть завизирован.

Планшет против чувства юмора

Как и говорилось выше, никакого закона, ограничивающего использование мобильников в школах России в целом, и Иркутской области в частности, сейчас нет. Как объясняет замминистра образования Иркутской области Максим Парфёнов, если его и принимать, то только на уровне Федерации. Такой законопроект на уровне региона принять нельзя, да и чиновник не уверен, что нужно. Он говорит, что сейчас правила пользования мобильниками в стенах образовательных учреждений может вводить каждая конкретная школа. Они фиксируются в её уставе. И в Приангарье с каждым годом становится всё больше школ, решивших зарегулировать отношения детей и педагогов с гаджетами. Чаще всего в уставе прописывают, что телефоны в школу приносить можно (как ученикам, так и взрослым), но использовать их следует только на перемене. Во время урока они должны находиться в режиме «без звука» и не мешать образовательному процессу.

«Нужно сказать, что в некоторых школах Иркутска гаджеты уже активно используют и на уроках, чтобы ученики могли рассмотреть какую-то картинку или найти некую информацию. Не стоит забывать, что задача школы состоит и в том, чтобы научить детей пользоваться разными источниками получения знаний, в том числе и цифровыми», – говорит замначальника департамента образования администрации Иркутска Альбина Новикова.

Как отмечает Максим Парфёнов, такая практика есть в школах не только областного центра, но и по региону – например, в Усть-Илимске, Черемхово. 

Статья по теме

Как настроиться на учебный год? Советы для студентов и школьников

Когда разговор заходит о технологиях-помощниках для школы, в первую очередь на ум приходят электронные учебники. Правда, в Приангарье доля их применения ещё невелика. По словам замминистра, их используют 12% школ региона, вопрос упирается в финансирование. Однако он отмечает, что проблема цифрового неравенства характерна для образовательных учреждений не только Иркутской области, но и всей России.

«Даже если школа хочет использовать в качестве электронных учебников личные гаджеты учеников, директор не может сказать: «Вот у нас у пятерых детей из класса есть планшетные компьютеры, остальные двадцать, идите, покупайте». Этот вопрос должна решать именно школа», – отмечает Парфёнов. 

Кстати, электронным неравенством можно назвать и ситуацию, когда одни дети приносят в школу флагманскую модель смартфона, а другие грустно тыкают в кнопки «бабушкиного» телефона, завистливо поглядывая на сверстников. Из-за этого в России предлагают принять закон, запрещающий школьникам приносить на уроки гаджеты, дороже 5 тыс. рублей. Такую инициативу выдвинул зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науке Борис Чернышов, предложив детям «соревноваться не в том, чей смартфон или планшет дороже, а в человеческих качествах – уме, сообразительности, чувстве юмора и так далее». Идею Чернышова общественность, правда, назвала неоднозначной, эксперты отметили, что непонятно, как оценивать стоимость мобильника непосредственно в школе, особенно если он куплен на вторичном рынке.

Так какие у нас перспективы?

Российские чиновники высказалась за разработку правил пользования телефонами в школах на национальном уровне. Бывший главный санитарный врач РФ, а ныне первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко напоминает, что в России существуют санитарные правила, рекомендующие детям ограничить время пользования гаджетом, и предлагает создать в школах специальные камеры хранения, откуда дети забирали бы гаджеты после учебного дня.

На форуме “Территория смыслов” Валентина Матвиенко предположила, что вместо смартфонов дети могли бы носить с собой кнопочные телефоны. Так и родители были бы спокойны, и не возникало бы ситуаций, связанных с социальным неравенством.

По данным RT, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов уже предложил Ростеху создать “шкулфоны”, в которые будут занесены контакты родителей, учителей и одноклассников, а также установлены такие приложения, как “Московская электронная школа” и “Российская электронная школа”, учебный справочник по общим вопросам и калькулятор. Предлагается подключать “шкулфоны” к Сети через специальную программу, которая будет блокировать попытки буллинга и фильтровать потенциально опасный контент.

Какая из этих инициатив может быть реализована, возможно, станет понятно после того, как свое заключение даст созданная Роспотребнадзором рабочая группа.  

Французская инициатива: «за» и «против»

Председатель общественной организации «Родительская инициатива Ангарска» Виктор Николаев:

«Перед тем как общаться с корреспондентом на эту тему, мы собрались с родителями из разных школ, пообщались и пришли к общему мнению: французский закон неплохой. Идея его в целом удачна, особенно в той части, где говорится, что ребёнок сдаёт смартфон при входе в школу, но после уроков забирает его и может спокойно позвонить родителям. Никто его не ограничивает и в том случае, если произошёл какой-то экстренный случай. В остальное время гаджет школьнику не нужен, особенно на перемене. Ребята 40 минут просидели на уроке практически без движения, начался перерыв, им бы побегать, поиграть, подвигаться немножко, а они снова сели и уставились в экраны. В этом плане я вижу от смартфонов только зло. 

Статья по теме

70 «юристов» на место. Кем хотят стать выпускники школ Иркутской области?

Для использования на уроке хорош электронный учебник или специальный планшет, где нет ничего лишнего, только образовательные ресурсы. Мой сын пошёл в пятый класс, я его рюкзачок поднял – даже мне, взрослому, тяжело от количества книг, поэтому я как родитель выступаю за электронные учебники. Однако здесь встаёт вопрос финансов, позволить себе электронику может не каждая семья».

Ведущий инженер по информационным технологиям Ресурсно-методического центра Иркутского района Марина Тверскова:

«Уверена, что использовать гаджеты на уроках нужно. Во-первых, это повышает интерес ребёнка к уроку, во-вторых, показывает, что смартфон или планшет можно не только для игрушек использовать, но и получать через них полезную и нужную информацию. Ещё один плюс – у детей повышается уровень знания информационно-телекоммуникационных технологий, главное – чтобы они использовались в гармонии со стандартным обучением и дополняли его.

Как-то в институте развития образования проходил семинар по информационным технологиям в школе, и там учителя показывали интересные примеры. Например, один педагог по географии старую карту местности через программу накладывал на новую и ходил с детьми в поход по этим картам. Там школьники сравнивали, что изменилось, и анализировали эти изменения. Учитель геометрии, к примеру, тоже нашла пользу в технологиях: с помощью программ она показывала детям геометрические фигуры во всех проекциях, делая даже сложные темы более простыми для восприятия».

Как было раньше

Неофициальные ограничения на пользование смартфонами и
мобильными телефонами в армии действовали и раньше. Обычно это выглядело так –
призывникам добровольно предлагали сдать электронные устройства офицеру.

Кто не сдал – у того изымали телефон (планшет, жесткий
диск), и прибивали его на гвоздь к стенду, причиняя порчу чужого имущества. 

Кто сдал – тот получал мобильный телефон в воскресение на
несколько часов, чтобы позвонить родителям. При этом допускались только модели
без камеры (или с выбитой камерой). В некоторых частях в самом начале солдаты
пользовались кнопочными телефонами постоянно, но поскольку началось воровство,
лавочку прикрыли. Армейский идиотизм – если не украли у солдата мобильник, его надо
испортить. 

На практике в частях воспользоваться телефоном мог офицер,
либо его точно так же отбирали деды в положенные для звонков часы.

Несмотря на запреты, каждый дембель выкладывал в
«Одноклассники» или «В Контакте» фотографии со службы вместе с сослуживцами.
Теперь это запрещено законом. 

Кроме того, сейчас, судя по всему, очень сильно урежут и время на использование обычных телефонов.

Как доказать дедовщину без смартфона

Доказать неуставные взаимоотношения без диктофона, смартфона
или еще каких-то свидетельств крайне сложно. Особенно, если офицеры иди деды
опытные, бьют через мокрое полотенце или одеяло, пытают током или душат. Нет следов на теле, нет аудио- и
видео-доказательств, нет звонков призывника с жалобами, значит, никаких
посягательств и не было. Но надежды себя спасти все-таки остаются.

Первый вариант – попытаться найти свидетелей, и сподвигнуть
их на то, чтобы написали рапорт. Лучше всего коллективный. Найти свидетелей
маловероятно, а рапорт, скорее всего, порвут. Но если пострадавших много, избивают
многих, то шансы есть.

Второй способ – через особые фразы в письмах или разговорах,
о которых необходимо договориться заранее, дать понять родителям, что в части
над вами издеваются. А дальше уже родители подключают правозащитников, солдатских
матерей, обращаются на телефоны горячей линии, пишут в военную прокуратуру и
так далее. 

Обычно командование части стремится такие происшествия
скрыть, но шумихи боится. По крайней мере, после жалобы пацана не убьют, да и
сами старослужащие ощутят, как в воздухе запахло дисбатом.

Одним словом, это крайне недоработанный акт, который особо не прибавляет безопасности военным подразделениям (кому надо осуществить акт шпионажа, тот и без телефона это сделает), зато сужает права солдат срочной службы и военнослужащих по контракту.

армия

Еще более жесткие требования

Владимир Кучма предложил установить минимально допустимую диагональ экрана для гаджетов, пригодных для обучения в школах, на уровне 12 дюймов, но на деле в новых санитарных правилах прописаны еще более жесткие условия. CNews писал, что минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять не менее 39,6 см (15 дюймов) для монитора персонального компьютера и экрана ноутбука. Исходя из этого, под запретом оказались не только ультрабуки и нетбуки, но даже многие популярные модели обычных ноутбуков, включая 13-дюймовые Apple MacBook Pro и MacBook Air. Если школы захотят использовать в качестве ЭСО технику Apple, им придется закупать настольные iMac и 16-дюймовые MacBook Pro. Родителям, купившим своим детям небольшие ноутбуки для учебы, чтобы те не занимали много места в портфеле, тоже придется потратиться на более громоздкие 15,6-дюймовые лэптопы.

Российским стартапам выделят миллионы на цифровизацию Москвы
Инновации и стартапы

Отдельно в санправилах описаны и планшеты – их экраны должны иметь диагональ, по меньшей мере, 26,6 см или около 10,5 дюйма.

Кто выступал за запрет смартфонов

Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2018 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.

В середине сентября 2018 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.

Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2018 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них. «Тема сложная, она не должна звучать как запретительная. Но нужно подумать, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не игрался», – сказала тогда зампред Правительства.

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявляла и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.

Альтернатива интернету

Для доступа в интранет посредством «шкулфона» будет использоваться специальное ПО, отслеживающее, что пишут пользователи. По словам автора идеи, приложение «будет блокировать любые попытки буллинга школьников друг другом».

Иными словами, эта программа будет вылавливать в набираемом тексте слова или выражения, имеющие негативную окраску, как то: угрозы, оскорбления и т. д. Также разработчики обучат ее вырезать ссылки на вредоносные ПО и сайты, ориентированные на взрослую аудиторию, что может указывать на все-таки присутствующую возможность выхода со «шкулфона» в полноценный интернет.

Послабления в законе и его ужесточение

Подписанный в начале весны 2019 г. Владимиром Путиным закон не подразумевает полный запрет служащих на связь с внешним миром. Ограничения коснулись исключительно умных устройств, то есть солдатам по-прежнему можно пользоваться обычными сотовыми телефонами.

Также документ содержит ряд исключений, когда военнослужащий может беспрепятственно и без страха навлечь на себя гнев старших по званию пользоваться хоть смартфоном, хоть планшетом, хоть навигатором. Подобное допускается, к примеру, когда перечисленные гаджеты используются в рамках служебных обязанностей.

В некоторых частях российской армии не допускается использование не только смартфонов, но и обычных мобильников

Подписанный Путиным закон изначально не приравнивал использование смартфонов к дисциплинарным проступкам – так было до 6 мая 2020 г., пока подпись Президента России не появилась под указом № 308 «О внесении изменений в некоторые акты…» о расширении числа грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Теперь к ним относятся как передача СМИ служебной информации, так и просто использование личных гаджетов (планшетов и смартфонов) при исполнении обязанностей воинской службы.

Российским стартапам выделят миллионы на цифровизацию Москвы
Инновации и стартапы

Внесенные указом изменения также нашли отображение в уставе гарнизонной и караульной службы российских ВС, а также в дисциплинарном уставе ВС. Помимо этого, все изменения внесены в устав военной полиции ВС и устав гарнизонной и караульной служб ВС. Нововведения вступили в силу в день подписания указа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector