Земли водного фонда

Содержание:

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Аренда

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Основные типы водных объектов

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики.

К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности.

Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности.

Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках.

Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами.

Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.      

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

Понятие и состав

Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:

  1. Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
  2. Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
  3. Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
  4. Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
  5. Также в категорию включены земли болотной местности.

Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.

Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.

Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.

Вторая группа, также достаточно большая – земли, которые примыкают только к таким водным объектом.Они также имеют большое значение, используются для водопользования. Что относится к водным объектам? Это вода, которая размещается на поверхности земли и повторяет ее рельеф. Объект имеет конкретные границы, он измеряется объемом и границами водного режима. Включается в понятие объекта водного берег, дно и сама вода.

Водного фонда землями считаются те, на которых располагаются воды, пребывающие в постоянном движении, и те, которые участвуют в замедленном водообмене. Последняя группа – это ледники, снежники, водохранилища, болотные местности, пруды. Ледники имеют свойство двигаться, что отличает их от снежников, находящихся статическом положении.

Управление, мониторинг и аренда

Управление водным фондом в стране осуществляется по бассейновому подходу, на основании которого в РФ действует 21 бассейновый округ. Каждый округ состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных вод.

Мониторинг осуществляется государством и включает в себя регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных вод, прогнозирование возможных изменений в состоянии водных ресурсов.

В РФ ведением Государственного водного кадастра занимается Министерство природных ресурсов и Федеральная служба России по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды.

Договор аренды водного объекта не требуется заключать в случаях, если осуществляется деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств, рыболовство и охота, научно-исследовательская деятельность, купание, отдых или водопой скота.

Договор водопользования можно заключить для следующих целей:

  • забор воды с поверхности водоема;
  • использование акватории;
  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов.

Демонтаж установленного для работы оборудования и конструкций арендатор после окончания срока действия договора аренды должен осуществить за свой счёт.

Объекты водного фонда не отчуждаемы от земель, на территории которых они расположены. Большая часть таких объектов находится в федеральной собственности государства и относится к строго охраняемым зонам особого назначения. Оформить такой объект в частную собственность можно, но только на особых условиях с соблюдением правил разрешённого использования, установленных нормами законодательства.

Правила перевода и изъятиягидроучастков из фонда

Правовой режим участков земли, которые относятся к водному фонду, устанавливается с обязательным учетом того, чтобы максимальное количество объектов находилось в собственности у государства. Это значит, что частные лица, организации и муниципалитет могут получать во владение только небольшую часть водоема или пруд, соответственно, с прилегающей к нему территорией. Это должно быть подтверждено документально. Законом РФ в настоящее время предусмотрена возможность отчуждения объекта воды в принудительном порядке, например, когда прибрежные участки земли, находясь во владении у разных лиц, существовать отдельно друг от друга не могут.

В соответствии с ФЗ №172, участок земли, документально находящийся во владении у негосударственных субъектов, может быть законным путем изъят и переведен в другую категорию собственности. Например, если земля официально не была отнесена к водному фонду, то она может быть на законных основаниях причислена к нему и изъята по первому требованию государства. Естественно, для тех собственников, у которых изымаются земли, предусмотрена денежная компенсация. Перед принятием решения владельцу поступит официальное уведомление согласно ФЗ.  

Другой комментарий к статье 102 ЗК РФ

К землям водного фонда комментируемая статья относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Согласно ч. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом следует понимать природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, который имеет характерные формы и признаки водного режима.

Помимо норм ЗК РФ правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). В соответствии со ст. 2 ВК РФ водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).

Согласно ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Вопрос определения границ водных объектов, гидравлической связи с другими водными объектами не является праздным и усугубляется нахождением связанных водных объектов в собственности различных органов власти различных уровней. В ходе судебного рассмотрения дел, связанных с землями водных объектов, такие вопросы постоянно возникают <740>.

———————————
<740> Постановление ФАС СКО от 17.10.2012 по делу N А63-8028/2011; Постановление ФАС ЦО от 23.07.2012 по делу N А08-4538/2011; Постановление ФАС СКО от 08.06.2012 по делу N А15-2594/2009.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» <741>. Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

———————————
<741> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

По общему правилу поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 километров, у которых береговая полоса составляет 5 метров.

Согласно п. 2 комментируемой статьи запрещается формирование и образование земельных участков из земель, покрытых поверхностными водами. Согласно правовой позиции ВАС РФ <742> ввиду того, что в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ водные объекты не относятся к недвижимому имуществу, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не допускается.

———————————
<742> Определение ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-15137/13 по делу N А55-17214/2012 // СПС «КП».

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году; земли водного фонда составляют 1,6% (28,0 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Ограничения

Специальными правилами может быть запрещено:

  1. Изъятие воды для хозяйственно-бытового и питьевого снабжения.
  2. Купание.
  3. Перемещение водных мотоциклов, маломерных судов и прочих технических средств, используемых для отдыха.
  4. Водопой.

В случаях, оговоренных федеральным и региональным законодательствами, могут устанавливаться и иные запреты. Сведения об ограничениях использования общедоступных объектов доводится до жителей соответствующих населенных пунктов местными структурами власти через СМИ. Вдоль береговых линий также устанавливаются специальные предупреждающие и запрещающие знаки. Уведомление населения может осуществляться и другими способами.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);

зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;

зона наблюдения – близкая к воде территория

Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Организации и граждане как субъекты прав водопользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

  • осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
  • получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
  • осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
  • рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
  • не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружаю — щей природной среде;
  • не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
  • содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
  • информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях;
  • своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
  • выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
  • вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняю — щих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водам — также в орган управления использованием и охраной недр;
  • своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В настоящее время действует ФЗ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или. устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах.

Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:

  • осуществления забора воды из водных источников; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:
  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварии;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Льгота действует до 1 января 2003 г.

Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами.

Использование водных объектов

Люди всесторонне используют водоемы. Все возможные цели и виды эксплуатирования перечислены в Водном кодексе. Прежде всего это:

  • питьевое водопользование,
  • хозяйственное и бытовое,
  • транспортное,
  • для производства электроэнергии,
  • для стока.

Использовать воду можно индивидуально и коллективно, но не нарушая естественного состояния водного объекта.

При производстве электроэнергии действовать надо рационально, приоритетными считаются питьевые и хозяйственные нужды. Ведь при питьевом водоснабжении поверхностные и подземные источники должны быть защищены от засорения.

Благополучие населения ставится на первое место, если же в какой-то местности вообще отсутствуют поверхностные воды, а есть исключительно подземные, то они используются только для питьевых и бытовых нужд.

Что же касается сброса сточных вод, то он запрещается в особо охраняемых водоемах, использующихся для питья, для рыболовства или в лечебных целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector