Обязательные конкурентные закупки по 223‑фз в 2019 году

Анализ отрасли

Для оценки целесообразности «захода» в госторги в той или иной нише нужно определить объем рынка. Под ним подразумевается совокупность всех сделок по купле-продаже в определенной отрасли или по конкретному товару. Оценке подлежат заключенные сделки после проведения государственных закупок. Найти их можно в реестрах контрактов по 44-ФЗ и договоров по 223-ФЗ. Отобрать нужные объекты закупки лучше за длительный период, например, за предыдущий год.

Эта информация полезна для определения основных потребностей заказчиков, их объема, сезонности, а также списка потенциальных покупателей. У многих организаций более или менее устоявшиеся нужды, и для их удовлетворения они проводят закупки с определенной периодичностью.

Для верной оценки объема рынка важно определить его территориальные границы. Нужно отобрать те регионы, закупки в которых интересуют поставщика

Далее целесообразно проанализировать заказчиков: составить список основных и для каждого прикинуть возможной прибыли. Это делается на основе анализа стоимости и периодичности их закупок.

Также важно оценить емкость рынка. В отличие от объема рынка, емкость включает не только заключенные сделки

Под ней подразумевается весь объем потенциального спроса. Оценивается он по всем объявленным торгам, включая те, которые не состоялись. Ведь тот факт, что конкурентная закупка отменена, не означает, что потребность в товаре у заказчика пропала.

Смысл всего анализа заключается в ответах на вопросы:

  1. Какова максимальная емкость рынка? То есть сколько поставщик смог бы получить выручки, если бы все объявленные закупки состоялись, и он смог одержать в них победу. Полезно для оценки того, стоит ли вообще все это затевать.
  2. Какая доля закупок отменяется и по каким причинам? Это даст понимание того, сколько участник смог бы заработать, если бы заключил все контракты в своей нише.
  3. На какой объем выручки можно рассчитывать поначалу при грамотном подходе? Считается, что шанс заключить госконтракт равен 20%. То есть выигрышным в среднем бывает каждый пятый тендер. Со временем нужно стремиться к повышению этого показателя, в том числе и через анализ торгов. Но на первых порах можно ориентироваться на эту цифру.
  4. Какова средняя НМЦК и цена заключения контракта? В 90% закупок побеждает тот, кто предлагает самую низкую стоимость. Поэтому по каждому анализируемому товару нужно определить минимальный порог цены, ниже которой участие в закупках становится невыгодным, и сравнить его со средней ценой заключенных контрактов.
  5. Какие заказчики преимущественно испытывают потребность в товаре / услуге? В идеале нужно составить собственную базу организаций, в закупках которых имеет смысл участвовать.
  6. Сколько конкурентов в этой нише и кто они? Во многих нишах бывает не более десятка компаний, которые участвуют в тендерах. Будет полезно изучить каждого из них: результаты их закупочной деятельности, конкретный товар, который они предлагают, их ценообразование, налогообложение.

Чем отличается бумажная и электронная форма конкурса

В формах участия четыре отличия:

  1. Сроки.
  2. В электронной форме добавляется третья часть заявки — предложение цены.
  3. В электронной форме допускается снижение цены один раз — переторжка.
  4. Количество протоколов. Один в бумажной против четырех в электронной.

В бумажном конкурсе заказчик обязан разместить извещение о закупке больше чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. На вскрытие конвертов заявок выделен один день, на рассмотрение и оценку заявок — до 20 дней. Иногда заказчику позволяется принимать решение еще 10 дней. Заключить контракт с победителем он может в промежутке 10-20 дней после подведения итогов конкурса.

В электронной форме срок размещения извещения увеличивается до 15 рабочих дней. Рассмотрение первых частей заявок длится по разному:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. —1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 5 дней.

После этого этапа появляется новый — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений. На это отводятся сутки вместе с составлением протокола.

Рассмотрение и оценка вторых частей заявок проходит в сроки:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. — 1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 3 дня.

На размещение протокола в ЕИС уходит день, контракт заказчик может заключить через 10 и более дней после подведения итогов конкурса.

На рассмотрение 1 и 2 частей заявок по искусству, науке, культуре в электронной форме выделяется 5 дней

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция по участию в тендерах для начинающего ИП (индивидуального предпринимателя) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки документов. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.

Этап 1. Подготовка техдокументации

Представляемые документы должны содержать следующую информацию:

  • описание предметов закупки
  • техническое задание
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
  • перечень возможных участников
  • правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
  • критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
  • конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
  • обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта

Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов

Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.

В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.

Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС

После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.

Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).

Этап 4. Направление приглашения участникам торгов

Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.

Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.

Процесс участия в открытом конкурсе: общие сведения по электронной форме

До подачи заявки поставщик должен изучить конкурсную документацию.

Если он находит противоречия или неточности, не позже 5 дней до подачи окончания срока подачи заявок отправляет запрос на разъяснение заказчику. Тот ответит в течение двух дней. Ответ разместит в ЕИС. Если заказчик признает ошибку, то вносит изменения и продляет срок подачи заявки на 10 рабочих дней. Если нет, у поставщика есть два варианта: писать жалобу в ФАС или отказываться от участия.

Участник может подать заявку только после аккредитации в ЕИС.

Заявка состоит из двух частей и ценового предложения в свободной форме — всего три документа.

  1. Первая часть заявки: обезличенное предложение участника с эскизами и описанием предлагаемого товара (работ, услуги), согласие на исполнение контракта.
  2. Вторая часть заявки: документы и официальная информация о поставщике.

Все документы нужно одновременно загрузить на площадку.

Участнику разрешается подать только одну заявку. В течение часа оператор электронной площадки присваивает ей номер и высылает подтверждение на электронную почту. Если заявка нарушает правила, описанные в ст. 54.4 44-ФЗ, оператор присылает отказ с обоснованием.

Заявку нужно обеспечить банковской гарантией или перевести деньги на специальный счет поставщика. После перевода туда денег они блокируются банком; требование о блокировке направляет оператор электронной площадки.

После окончания приема заявок следуют этапы:

  1. Заказчик составляет протокол по итогам рассмотрения первых частей заявок и направляет его оператору ЭТП. В свою очередь оператор оповещает участников закупки о допуске к следующим этапам процедуры, а также сообщает им минимальную цену контракта, предложенную одним из участников.
  2. Объявляется переторжка, в ходе которой участники, получившие допуск, могут улучшить свое ценовое предложение или оставить его без изменений.
  3. Заказчик рассматривает вторые части заявок, вновь формирует протокол и направляет оператору. Тот в ответ отправляет протокол переторжки.
  4. Заказчик формирует итоговый протокол. Заявки располагает по уменьшению количества присвоенных баллов согласно критериям оценки заявок. Если в нескольких заявках количество баллов совпадает, заказчик ранжирует такие заявки по срокам их подачи. Чем раньше подана, тем выше место.

Оператор уведомляет участников конкурса о ходе проведения всех этапов.

Процедура анализа заявок и определение победителя

Процедура рассмотрения заявок и выбора победителя требует обращение в ФАС. Сделать это нужно не позже 20 суток до вскрытия конвертов. Обращение должно содержать список отобранных поставщиков и копии направленных им приглашений.

Вскрытие заявок производится строго в согласованное заранее время. По процедуре вскрытия составляется протокол, который отсылается в ФАС в день вскрытия конвертов или обязательно на следующий день. Видео- и аудиозапись процедуры вскрытия запрещены. В ЕИС или другом открытом доступе не должна быть размещена никакая секретная информация.

Комиссия, определяющая победителя, имеет в своём распоряжении 20 дней для анализа заявок. В некоторых случаях возможно продление этого срока ещё максимум на 10 дней.

Заявка, получившая одобрение комиссии за лучшее предложение, маркируется номером один. Если несколько заявок имеют одинаковые предложения, им присваивается номер в порядке поступления. При полном отсутствии отвечающих условиям конкурса заявок, все они отклоняются, аукцион объявляется несостоявшимся.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях:

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

https://youtube.com/watch?v=G7AdHp1-3RI

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Промежуточный итог

И эта победа должна лишь только укрепить вас в уверенности в своих силах и дать мощный толчок для продвижения вперед. Конечно, кризисные явления влияют на контрактную систему, заставляя идти в государственный заказ все новых и новых участников. Это рождает переизбыток спроса на фоне предложенных заказов. Участники неистово борются за каждую закупку, каждый контракт, демпингуют на аукционах и конкурсах, вступают в сговоры. Заказчики все больше и больше отклоняют, отсеивают нечистых на руку поставщиков, часто перестраховываются излишними требованиями, что порой работает против них. Почти в каждой закупке идет ожесточенное противостояние участников между собой за «место под солнцем» государственного заказа.

Но, как и всегда это бывает, на смену кризису и регрессу идут неизбежные подъем и прогресс, и будем надеяться, что этот подъем не за горами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector