Дробление закупок по 44 и 223 фз: в чем суть, и какова ответственность и риски?
Содержание:
Судебная практика
Судебная практика гласит, что для поставщиков принятие участия в подобных закупочных схемах сопряжено с колоссальными потерями. В ГК РФ сказано, что контракты, заключенные с дроблением, могут утратить юридическую силу. В качестве подтверждения этого факта можно использовать решение, принятое Арбитражным судом.
Заказчик закупил две партии компьютеров на сумму до 100 000 рублей. В итоге сделка была аннулирована, и поставщик не получил эту сумму. А заказчик был приговорен к административной ответственности за отказ от аукциона.
Зачастую в судебных инстанциях происходило рассмотрение дел, когда заказчики предпринимали попытки оспаривания наложенных штрафов. Однако на практике суды нечасто встают на их сторону. Особенно в случае выявления фактов ограниченной конкуренции.
Таким образом, разделяя закупки, заказчик не нарушает закон прямо, т. к. непосредственного запрета на дробление в нем не содержится. Но если в процессе проверки будет выявлено, что это было сделано преднамеренно во избежание организации конкурентной закупки, имеется высокая вероятность привлечения к ответственности. Она является административной и предполагает необходимость уплаты штрафной санкции в размере до 50 000 рублей. В некоторых случаях действует уголовное наказание (при причинении ущерба в крупном размере).
Таким образом, искусственное разделение закупок на несколько сделок – административно наказуемое деяние.
Причины дробления закупок
Выделим такие причины и факторы разукрупнения госзаказов:
- Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить подарки, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, решает заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
- Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре: единственный поставщик не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
- Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию этого государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Закупка российских товаров отдельных видов
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Административная ответственность
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
Расширение перечня заказчиков
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Особенности закупок среди СМСП
С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:
- изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
- электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
- заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
- первая — предложение по предмету закупки;
- вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
- определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.
В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.
Зачем делить заказ
В качестве причин для дробления заказа могут выступать такие факторы:
- Необходимо ускорить поставку. Как говорится, «сроки поджимают», и к определенному дню нужен результат. Например, для образовательного учреждения требуется закупить новогодние подарки на сумму 500 000 руб. Ученикам они должны быть вручены никак не позднее 31 декабря. Если госзаказчик заранее не организовал торги, он принимает решение подписать два контракта не более 400 000 руб. каждый и успешно провести новогодний праздник.
- Закупщик не хочет готовить для торгов полный пакет документов, а для сделки с единственным поставщиком публикация документации и извещения не нужна. Например, требуется выполнить ремонтные работы в медицинском учреждении на сумму 200 000 руб. Заказчику проще заключить два госконтракта по суммам не более чем на 100 000 руб., чем готовить и публиковать в ЕИС закупочную документацию с пакетно-сметными материалами.
Случается, что дробление контракта по 44 ФЗ у единственного поставщика применяют как уловку. Один из случаев: заказчик получает «откат», отдавая конкретной компании исполнение госконтракта. Например, требуется поставить медицинскую технику на общую сумму 500 000 руб. Госзакупщик не проводит аукцион, а передает заказ конкретному исполнителю, заключая с ним пять прямых сделок не более чем на 100 000 руб. каждая. А потом получает определенное вознаграждение от поставщика.
Ответственность лица, подкупившего заказчика
Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.
Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика
Состав преступления | Варианты наказания |
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок |
|
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей) |
|
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей) |
|
Разрешение споров в сфере закупки
Любой участник вправе призвать к ответственности других лиц, нарушивших его права в процессе проведения торгов. Жалоба подается в контрольный орган или в судебную инстанцию в течение 5 дней после публикации в системе ЕИС протоколов рассмотрения заявок.
Участники вправе обратиться с заявлением о возмещении убытков и обжаловать
- действия и бездействия заказчиков;
- способ заключения контракта;
- принуждение заключить договор либо внести изменения, расторгнуть.
Не рассматриваются жалобы, связанные с оценкой заявок, окончательными предложениями, квалификацией участников закупки.
Подача заявления в контрольный орган не исключает возможности продублировать жалобу в судебную инстанцию. В роли контрольного органа могут выступать:
- территориальный орган ФАС – рассматривает обращения, связанные с проведением федеральных закупок и закупок по государственному заказу в области обороны;
- орган исполнительной власти, действующий в регионе проведения закупки и определенный нормативно-правовыми актами;
- орган местного самоуправления.
Разрешение споров осуществляется в 5 основных этапов:
- Изучение федеральных законов и сбор доказательной базы.
- Подготовка жалобы в письменном виде и определение места и способа ее подачи.
- Передача жалобы в контрольный орган и направление копии заказчику.
- Ожидание официального ответа.
- Обращение с требованием исполнения предписания к заказчику либо обжалование в судебном порядке решения, принятого контрольным органом.
В жалобе должна быть отражена конкретная просьба. Помимо предписания, обязательного для исполнения заказчиком, участник вправе попросить приостановить процедуру определения победителя, отменить результаты торгов, проверить деятельность организации.
Последние изменения в законодательстве, регулирующем сферу закупок, направлены на увеличение степени ответственности участников торгов. Во избежание совершения правонарушений в этой сфере следует внимательно ознакомиться с действующими законами и положениями, информативными сообщениями от ФАС. Учесть все нюансы и аспекты деятельности в сфере закупок помогут специалисты.
145 Просмотров сегодня
Почему нужно изучать судебную практику по 44-ФЗ
Разрешением противоречий между участниками государственной закупки занимается ФАС и Арбитражный суд. В антимонопольную службу можно подавать жалобы в период до заключения контракта. В суде дела рассматриваются, если договор уже подписан, а также в том случае, когда участник закупки обращался в ФАС, но оказался не удовлетворен решением этого ведомства. Таким образом, практика рассмотрения споров между участниками государственных закупок антимонопольной службой является административной, а арбитражными судами – судебной.
Информация, которую можно почерпнуть при изучении судебной практики по закупкам 44-ФЗ, позволяет контрагентам получить представление о надежности компаний, с которыми предстоит сотрудничать. Помимо этого, можно узнать, в каких моментах чаще всего нарушаются контракты. Если компании предстоит судебное разбирательство относительно государственной закупки, то следует ознакомиться с практикой судебных дел по 44-ФЗ, чтобы понимать, какие именно аргументы нужно привести в свою пользу: одни доводы в большей степени способны укрепить позицию поставщика, другие – заказчика.
Где искать сведения по судебной практике? Все данные публикуются на профильных интернет-ресурсах. Поиск можно проводить по формулировкам из закона или основным ключевым словам. Также можно в поисковую строку ввести тип спора.
Среди материалов Верховного суда периодически издаются обзоры судебной практики по 44-ФЗ. Они представляют собой квинтэссенцию самых показательных и громких дел в области государственных закупок. Материал изложен в лаконичной форме, удобной для чтения.
Что больше всего из судебной практики может принести пользу при разногласиях между контрагентами госзакупки? Судебные решения пишут официальным языком, в них приводится множество формулировок из законов, в том числе и статьи полностью. Чтобы не утонуть в этом море информации, нужно при чтении материалов дел выделить главное: кто обратился в суд, что именно стало предметом спора, на основании какого нормативного акта заключался контракт (223-ФЗ или 44-ФЗ), что требует истец.
Основное внимание нужно уделить доводам, которые приводят стороны спора. Также следует иметь в виду, что разные суды могут принимать противоположные решения по одному и тому же вопросу
Поэтому не следует ограничиваться изучением одного дела. Ознакомившись с судебной практикой по контрактам 44-ФЗ на максимальном количестве примеров, вы сможете получить наиболее полное представление о порядке разрешения споров.
Ниже будут приведены самые показательные примеры разбираемых в суде дел, касающихся конфликтов сторон в сфере государственных закупок.
Риски для поставщика
Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.
Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить
Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными. Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут
Случаи из практики судов
Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.
Причины дробления закупок
Назовем три причины, которые влияют на решение заказчика поделить контракт:
- Необходимо срочно закрыть потребность организации по приобретению каких-либо ТРУ. То есть поджимают сроки и на днях уже нужно получить конкретный результат. Допустим, образовательное учреждение должно закупить новогодние подарки на сумму 700 тыс. руб., и сделать это нужно до 31 декабря отчетного периода. Для ускорения процесса заказчик решает поделить этот контракт на два и не организовывать конкурентные торги.
- Для подготовки упрощенного пакета документации (при закупках с единственным поставщиком не нужно публиковать извещение и документы о мероприятии). Например, нужно произвести ремонт больницы на сумму 200 тыс. руб. Легче подготовить 2 контракта по 100 тысяч каждый для прямого подрядчика, чем заполнять и размещать в ЕИС проектно-сметную документацию.
- У заказчика уже налажена схема сотрудничества с конкретным контрагентом, который платит ему так называемый «откат» за получение контракта. Например, сделка по приобретению медицинского оборудования стоит 500 тыс. руб. Заказчик игнорирует проведение конкурентных торгов, делит закупку на 5 договоров по 100 тысяч, отдает их одному поставщику и получает от него определенное вознаграждение.
Дробление договора по 44 фз. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Когда нарушения не были установлены
При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.
Практика ФАС Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.
К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников. В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.
ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.
Дробление закупок
Внимание
При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.
Основные признаки искусственного дробления Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:
- Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
- Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
- Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.
При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.
Искусственное дробление закупок по 44 ap
Черданцева Татьяна 24 ноября 2021 Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор.
Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства? Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ – это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.
Искусственное дробление закупок по 44 фз
Помимо признания сделки не действительной в силу ее притворности, заказчика могут обвинить в ограничении конкуренции в связи с обходом конкурентных процедур (часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(см. Решение Красноярского УФАС по делу № 90-16-15, и неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 2 статьи 7.29 КОАП РФ – штраф 50 тысяч рублей).
Важно
Основными признаками искусственного дробления являются:1. Договоры заключены одной и той же датой;2. Договоры заключены с одним и тем же лицом;3.
Договоры предусматривают поставку одного и того же товара, либо работ или услуг в отношении одного и того же объекта и заключены согласно одной и той же хозяйственной цели. P.S.
Искусственное дробление закупок по 44-фз
Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.
Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.
Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.
Что такое искусственное дробление закупки Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.
Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:
- Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
- Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
- Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
- Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.
Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность
Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.
Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.
Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.
Что такое искусственное дробление закупки
Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.
Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.
В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.
Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.
При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.
Для чего проводится дробление закупки
Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.
При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.
Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:
- Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
- Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
- Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.
Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.
Основные признаки искусственного дробления
Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:
- Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
- Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
- Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.
При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.
Практика ФАС
Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.
К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.
В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.
Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.
В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.
Заключение
Дробление закупки на несколько сделок по более низкой стоимости значительно упрощает работу заказчиков.
Во-первых, не нужно готовить внушительный пакет документов, как для конкурентных процедур.
Во-вторых, здесь меньше этапов для подготовки и проведения, что ускоряет процесс.
В-третьих, заказчик отдает контракты поставщику, которого выбрал сам и в котором уверен.
Все это может подтолкнуть недобросовестного заказчика на злоупотребление своими полномочиями и провести дробление заказа там, где он не вправе это делать. А в результате возникнет интерес со стороны контролирующих результатов и приведет к административной или уголовной ответственности. Поэтому к данному решению нужно подходить взвешенно и осознанно.
Поставщикам тоже нужно быть внимательными и не участвовать в сомнительных сделках, так как есть риск не получить оплату за выполненную работу.