Структура
Содержание:
Отдел антимонопольного контроля
Основными функциями отдела являются:
1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (статья 10 Закона о защите конкуренции);
2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти (статья 15 Закона о защите конкуренции);
3. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции);
4. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции);
5. Контроль за соблюдением порядка предоставления государственных и муниципальных преференций (глава 5 Закона о защите конкуренции);
6. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (пункты 2, 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции);
7. Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со статьями 26.1, 27-29, 31-35 Закона о защите конкуренции;
8. Выдача заключений о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству (глава 7.1 Закона о защите конкуренции);
9. Проведение анализов конкуренции на товарных рынках;
10. Привлечение к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе за препятствование перетоку энергоресурсов (ст. 9.21 КоАП);
11. Привлечение к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (ст. 9.21 КоАП);
12. Привлечение к административной ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15 КоАП);
13. Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (несоблюдение обязательных требований по установке, о замене, эксплуатации приборов учета нежилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам) (ст.9.16 КоАП);
14. Осуществление государственного антимонопольного контроля торговой деятельности согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ;
15. Рассмотрение заявлений о согласовании изменений условий концессионного соглашения, в случае если концедентом по концессионному соглашению является г. Москва, от имени которого выступает орган государственной власти г. Москвы, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
16. Участие в работе по реализации мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции в городе Москве.
Начальник отдела — Маслакова Анна АлександровнаЗаместитель начальника отдела —Белова Екатерина Олеговна; Мхитаров Кирилл ГеоргиевичЭлектронный адрес: to77@fas.gov.ru
Судебная практика ФАС
За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.
Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.
ООО «Доктор Веб»
В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.
В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.
ЗАО «Русская рыбная компания»
В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.
Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.
ОАО «Ленэнерго»
В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.
Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.
Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.
Microsoft
В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.
Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.
Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.
Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.
Структура ФАС
Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения. Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя. Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.
В результате получилась структура, девствующая и сейчас.
Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:
- Управление защиты государственной тайны;
- Административное управление – секретариат руководителя;
- Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).
Статс-секретарь руководителя ФАС:
- Управление контроля промышленности;
- Управление общественных связей;
- Управление по борьбе с картелями.
Заместитель руководителя ФАС (№1):
- Управление регулирования связей и информационных технологий;
- Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.
Заместитель руководителя ФАС (№2):
- Управление контроля иностранных инвестиций;
- Управление международного экономического сотрудничества;
- Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.
Заместитель руководителя ФАС (№3):
- Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
- Управление контроля финансовых рынков;
- Управление контроля социальной сферы и торговли.
Заместитель руководителя ФАС (№4):
- Контрольно-финансовое управление;
- Управление государственной службой;
- Управление делами;
- Территориальные органы ФАС России;
- ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
- ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.
Заместитель руководителя ФАС (№5):
- Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
- Управление контроля государственного оборонного заказа;
- Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.
Заместитель руководителя ФАС (№6):
- Юридическое управление в сфере ГОЗ;
- Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
- Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.
Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.
Заместитель руководителя ФАС (№8):
- Правовое управление;
- Управление регионального тарифного регулирования.
Заместитель руководителя ФАС (№9):
- Управление регулирования электроэнергетики;
- Управление регулирования в сфере ЖКХ.
Заместитель руководителя ФАС (№10):
- Управление контроля размещения государственного заказа;
- Управление контроля строительства и природных ресурсов.
В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.
Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.