Кому подчиняются судьи: иерархия судов

Содержание:

Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора

Согласно ч. 2 ст. 19 закона № 1-ФКЗ ВС РФ осуществляет надзор, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также является органом, осуществляющим апелляционное и кассационное слушание дел.

Функции, компетенция ВС РФ и порядок подачи жалоб применительно к отдельным видам судопроизводства раскрыты, в частности, в следующих нормах:

  1. По гражданским делам — в разд. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
  2. Экономическим спорам — в разд. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — в разд. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Административным делам — в гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разд. 6 и 7 Кодекса административного судопроизводства РФ. 

На примере гражданско-правовых споров правомочия ВС РФ по разрешению дел в качестве второй и последующих инстанций заключаются, в частности, в следующем:

  • рассмотрение апелляций на решения судов регионального уровня, принятых ими по первой инстанции (п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ);
  • кассационное слушание в отношении решений судов регионального уровня и на ряд других судебных актов (подп. 3 п. 2 ст. 377 ГПК РФ);
  • надзорное рассмотрение дел (ст. 391.1 ГПК РФ). 

О подаче кассационной жалобы в ВС РФ, особенностях кассационного и надзорного производства подробнее читайте в наших материалах по ссылкам:

  • «Что такое кассация?»;
  • «Кассационная жалоба в Верховный суд — образец»;
  • «Производство в суде надзорной инстанции»;
  • «Судебная ошибка и ее последствия». 

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;
  • состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
  • правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
  • функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 25.10.2018).

В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.
  • Отдел внутреннего финансого аудита и анализа.
  • Прадставительство Конституционного Суда в Москве.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).

Полномочия Конституционного Суда РФ

Постановления Конституционного суда как источник права

Подробнее

Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;
    • региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;
    • договоров между органами государственной власти;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:
    • между федеральными органами государственной власти;
    • федеральными и региональными органами государственной власти;
    • высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. Дает толкование Конституции РФ (например, постановление КС «По делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции…» от 11.07.2000 № 12-П).
  4. Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  5. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.

Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства.

Обратите внимание! Разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий

Структура Верховного суда России

Высшая судебная инстанции России имеет достаточно сложную структуру. Она состоит из пленума и президиума, а также нескольких судебных коллегий (по экономическим спорам, по делам военнослужащих, по административным, гражданским и уголовным делам, а также апелляционная и дисциплинарная).

Для обеспечения деятельности как самого Верховного суда, так и судов нижестоящих инстанций также работают в его структуре Судебный департамент и Научно-консультативный совет ВС России.

Не нашли, что искали?

СПРОСИТЕ ЮРИСТА

  • Что такое исполнительный документ?
  • Затопили соседи! Как и кто возместит ущерб?
  • Гражданско-правовое регулирование соседских отношений

Какие дела военных подлежат рассмотрению?

Какие происшествия рассматривает директорат на первой ступени?

  1. Оспаривание ненормативных и нормативных актов федеральных органов;
  2. Преступления, где обвиняемый – судья военного совета;
  3. Заявления о присуждении покрытия за нарушения прав во время судопроизводства.

Ратный директорат отвечает за рассмотрение по представленным приговорам, жалобам, определениям окружных судов, если они не вступили в силу.

Состав директората изучает представления и приговоры, которые уже имеют юридическую силу. Так же рассматривает те деяния, в которых появились новые обстоятельства.

Верховный состав – высший орган по вопросам штатских, административных и криминальных деяний. Его задача осуществлять надзор за деятельностью по вопросам юридической практики.

Рассматривая процессы на первой инстанции, в зону деятельность входят криминальные и штатские дела. Вторая инстанция занимается рассмотрением кассационных жалоб. Как правило уголовные и штатские дела рассматриваются в Судебной коллегии и Президиуме. Если обстоятельства вновь открылись, то в этих же инстанциях.

Кассационные собрания имеют право на рассмотрение:

  • Происшествий во второй инстанции, обычно это штатские и уголовные дела;
  • Происшествий в пределах судебных полномочий, в случае если открылись новые обстоятельства.

Верховный суд может давать объяснения по вопросам юридической практики для:

  1. Судов, должностных лиц;
  2. Принятия решение по судебной практике;
  3. Анализа и статистики;
  4. Информационных сообщений судам.

Ратный директорат может быть в составе заместителя, руководителя, других судей. В собрании могут быть судебные составы, которые возглавляются руководителями.

Они реализуют работу судебного состава, контролируют ведение аппарата, участвует в рассмотрении дел, руководит на заседаниях.

Директорат по вопросам армейцев действует в составе ВС. Это вышестоящий орган флотского и окружного состава. Она рассматривает жалобы, представления и приговоры, которые еще не имеют юридической силы или уже вступили в действие.

Если появились новые обстоятельства, то так же на заседаниях изучаются материалы дела. После того как решение принято издается бюллетень. Там публикуется статистика, аналитика, обзоры на материалы дела.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Пленум ВС

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем голосования. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС

Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие. Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу

advocatus54.ru

не составляет какой-либо особой деятельности вышестоящих судов, а осуществляется путем рассмотрения дел: по кассационным и частным жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, не вступившие в законную силу (см.

Основные статьи: Конституционный надзор, Конституционный контроль В некоторых других странах функция судебного надзора за действующим законодательством выделяется в отдельный вид надзора — конституционный надзор.

Кассация), по протестам в порядке надзора на судебные решения, вступившие в законную силу (см. Надзорное производство), по заключениям прокуроров в связи со вновь открывшимися обстоятельствами (см. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам). ВС на основе изучения и обобщения, рассмотренных дел дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Н.с. гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивает правильное и единообразное применение законов.

В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности, регулирует экспорт и импорт. Инфо Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну.

Все ограничения необходимы в интересах национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации.

В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой

Рекомендуем прочесть: Изменение должности сотрудника как оформить уведомление

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 128 Конституции РФ, ст. 12 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» и п. 2, 4 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ неоднократно. На Председателя Верховного Суда РФ не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

Председатель Верховного Суда РФ наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда РФ и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;

5) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда РФ и формирует повестку дня заседания;

6) созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

7) распределяет обязанности между заместителями и судьями Верховного Суда РФ;

8) представляет Президенту РФ кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания РФ для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ, в том числе и заместителей Председателя Верховного Суда РФ;

9) представляет Президенту РФ кандидатуры судей Верховного Суда РФ для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда РФ;

10) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает их председателей;

11) представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам;

12) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ1 с согласия Совета судей РФ;

13) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ;

14) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда РФ и осуществляет контроль за их соблюдением;

15) осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.

Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации

Финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 15 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном ФКЗ «О Верховном Суде РФ», другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ.

Материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие, аппаратом Верховного Суда РФ.

В целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 17 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» формируется аппарат Верховного Суда РФ.

Численность работников аппарата Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Штатное расписание аппарата Верховного Суда РФ утверждается Президиумом Верховного Суда РФ1. Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ осуществляет Председатель Верховного Суда РФ.

Социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей, гражданских служащих аппарата Верховного Суда РФ и членов их семей возложено на Управление делами Президента РФ. В отношении Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей (первого и председателей судебных коллегий) и членов их семей оно осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и для Председателя Правительства РФ, его заместителей и членов их семей соответственно; судей Верховного Суда РФ и членов их семей – как для депутатов Госдумы и членов их семей; гражданских служащих аппарата Верховного Суда РФ и членов их семей – как для гражданских служащих Аппарата Правительства РФ и членов их семей.

В соответствии со ст. 18 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» в Верховном Суде РФ действуют органы судейского сообщества: общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.

Печатным органом Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».

Местом постоянного пребывания Верховного Суда РФ является город Санкт-Петербург. В целях обеспечения постоянной связи Верховного Суда РФ с иными органами государственной власти РФ в городе Москве, содействия в осуществлении Верховным Судом РФ своих полномочий создаётся представительство Верховного Суда РФ в городе Москве.

Судебные заседания Верховного Суда РФ проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный Суд РФ может проводить заседания и в других местах, если он сочтёт это необходимым.

показать содержание

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Эта инстанция существовала до 2014 года с данным наименованием, после чего была упразднена. Основная функция – осуществление судебного надзора за деятельностью подотчетных ему органов. Именно в этот суд заявители могли подать жалобы на решения нижестоящих инстанций. Сейчас все полномочия переданы Верховному суду.

Что это такое, функции и полномочия

Этот орган возглавлял инстанции по разрешению споров в экономической сфере. К ним относятся дела о банкротстве, взыскании задолженности, сделки между юридическими и физическими лицами, споры по поводу товарного знака.

К основным функциям относится:

  • Разрешение различных споров, которые возникают в связи с деятельностью предпринимательского или экономического характера.
  • Сбор информации, составление статистических отчетов для анализа степени эффективности работы нижестоящих судов.
  • Профилактика нарушения законодательства в экономической сфере, толкование норм права и вопросов судебной практики.
  • Установление деловых взаимоотношений на государственном и международном уровне.

Ниже приведены полномочия Высшего арбитражного суда РФ:

  • Рассмотрение в первой инстанции споров о признании недействительными нормативных актов президента, правительственных органов, нарушающих права лиц в сфере предпринимательства.
  • Экономические споры между Россией и ее субъектами.
  • Пересмотр вступивших в силу судебных актов в соответствии с заново открывшимися обстоятельствами.
  • Направление запросов в Конституционный суд с просьбой проверки законности определенных норм законодательства.
  • Изучение практики применения другими органами актов в сфере предпринимательства и деятельности экономического характера.
  • Создание предложений по улучшению законов в этой области.
  • Ведение судебной статистики и организация ее осуществления в подотчетных структурах.
  • Применение мер по обеспечению деятельности других арбитражных судов (кадровые, организационные, материальные, технические мероприятия).
  • Решение вопросов, связанных с международными договорами и обязательствами в рамках своей компетенции.
  • Другие полномочия, которые предоставляются Основным законом государства.

Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ

Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:

  • рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
  • занимаются обобщением практики;
  • участвуют в работе Пленума ВС РФ;
  • выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ. 

Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).

Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:

  • общее собрание судей ВС РФ;
  • совет судей ВС РФ.

Президиум Верховного суда РФ

Состав Президиума ВС РФ следующий:

  • по должности — председатель суда и его заместители (чч. 1, 2 ст. 6 закона № 3-ФКЗ);
  • иные судьи ВС РФ после прохождения процедуры, в которой задействованы верхняя палата парламента, Президент РФ и другие органы (ч. 1, 3 ст. 6 закона № 3-ФКЗ). 

Деятельность Президиума организована следующим образом (чч. 4, 5 ст. 6 закона № 3-ФКЗ):

  • периодичность заседаний — не реже одного раза в месяц;
  • на заседании должны присутствовать не менее ½ членов Президиума;
  • решение Президиума принимается не менее чем ½ голосов присутствующих. 

В соответствии с чч. 2, 3 ст. 7 закона № 3-ФКЗ нормативное регулирование деятельности Президиума осуществляется:

  • процессуальными нормами права, если его деятельность связана с рассмотрением дел;
  • Регламентом ВС РФ — по иным вопросам. 

К кругу вопросов Президиума среди прочих отнесены следующие (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):

  • разрешение судебных дел (п. 1 ч. 1 ст. 7);
  • запросы в КС РФ о конституционности правовых источников, применяемых в конкретном деле (п. 2 ч. 1 ст. 7);
  • координация деятельности КЛ ВС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 7). 

В 2018 году Президиумом ВС РФ утверждены, в частности, следующие обзоры:

  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ…, утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018), утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утв. 16.05.2018.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям. Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей). Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector