Право муниципальной собственности на землю

Содержание:

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации. В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Возникновение права муниципальной собственности на земли в результате разграничения

Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:

  • из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
  • такие перечни утверждались центральным правительством.

Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.

Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:

  • Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
  • Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
  • Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).

Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.

Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.

Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно. Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.

Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть – неразгранченными землями.

При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.

Кто имеет преимущество и льготы при покупке земельного участка у государства?

Перед приобретением земли, потенциальный покупатель должен точно определиться, для каких целей она будет использована. В случае, если участок будет куплен и в последствии заброшен, он будет изъят в пользу страны.

В каких случаях у претендента появляется преимущество при покупке:

  • Арендатор выстроил на территории, предназначенной под ИЖС или ЛПХ, любое здание и ввел его в эксплуатацию. Покупка обойдется в 3% от кадастровой стоимости, если участок муниципальный, а если принадлежит городским землям в 15-20%;
  • Если земельный надел покупается для строительства, его можно выиграть на аукционе. Начальные ставки определяет администрация. В случае несостоявшихся торгов (менее 2-х персон), производится обычная покупка;
  • Покупателем выступает глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ), и приобретает земли сельского поселения. Для него стоимость будет равна кадастровой или еще ниже;
  • Планируется комплексное освоение территории;
  • На арендованных сельхозземлях в течение 3-х и более лет добросовестно исполнялись все условия аренды.

Случаи, когда участки под ИЖС предоставляют бесплатно:

  • Многодетная семья, где все дети находятся на иждивении родителей;
  • Молодая семья, не имеющая в собственности земли или проживающая на площади менее 15 кв. м на человека;
  • Покупатель является Героем труда.

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

    1. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Как купить землю у государства

Желающим получить земельный участок под ИЖС нелишне будет знать, что можно как купить землю у государства, так и получить ее бесплатно. Таким правом могут воспользоваться семьи, имеющие 3 и более детей, признанные нуждающимися в улучшении условий для проживания и стоящие в очереди на выделение жилья. Порядок предоставления земельных участков таким семьям устанавливается законодательными актами органов власти субъектов РФ. Такие акты определяют регламент постановки на учет и снятия с учета, порядок предоставления земельных участков, размеры участков, основания для отказа в предоставлении и пр.

В извещении о покупке земли под ИЖС дается описание земельного участка, указывается его адрес, площадь, кадастровый номер (если известен), приводится информация о возможности участия в торгах других заинтересованных лиц. Если в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений об участии в аукционе от других граждан не поступило, администрация оформляет договор купли-продажи.

Как приобрести земельный участок на аукционе?

1. Каким образом можно узнать о торгах?

В газетах и сети интернет: на сайтах муниципального района, на общероссийской торговой площадке — не меньше, чем за месяц до проведения торгов, появляется объявление об аукционе.

Это мероприятие позволяет приобрести земельные участки гораздо дешевле, чем на рынке. Однако, если надел без кадастрового номера, торги не состоятся, так как продаваемый участок должен быть полностью готов к использованию.

Заявки на участие прекращают принимать за 5 дней до аукциона, отказаться от его проведения можно за 15 дней. Организатор должен разместить информацию там же, где и давал объявление о его проведении, а также лично проинформировать участников об отмене мероприятия в течение 3-х дней.

2. Кто может, а кто нет принимать участие в торгах?

Любое физическое и юридическое лицо может участвовать в аукционе, кроме тех, кто:

  • не предоставил все требующиеся документы;
  • не заплатил задаток;
  • тем, кому законодательно отказано в покупке;
  • лицам, не имеющим сведения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • гражданам, не имеющим гражданства РФ;
  • фирмам, уставной капитал которых на 50% и более принадлежит иностранцам.

3. Формы проведения аукциона

Существует три вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • электронные (новый формат, набирающий все большую популярность).

Для РФ наиболее приемлемыми являются открытые, когда любой желающий может их посетить. В этом случае, на них привлекаются: пресса, строительные компании, градостроительные и архитектурные организации. Если мероприятие организовывается другой организацией, присутствие на нем наблюдателя из муниципалитета обязательно.

4. Торги

После названия лота и его характеристик начинаются торги. Обычно окончательная стоимость на 1-2% выше первоначально объявленной цены.

Аукционист (человек ведущий торги) – смотрит, кто из участников согласен предложить большую цену, и оглашает ее всем остальным. Если после трехкратного повторения сумма остается такой же, значит участок считается проданным. Владельцем становится тот, кто предложит последнюю, наибольшую цену.

Однако формат может быть и другим. В рамках закона, организаторы торгов могут вносить различные изменения в процесс аукциона на землю. Точную информацию о правилах проведения обычно узнают из информационных бюллетеней.

5. Документы для выигравшего

Основным документом, который впоследствии выступает основанием для купли-продажи земельного участка, является протокол аукциона. Он подписывается между организатором и победителем торгов, и не позднее пяти дней после этого, составляется договор о покупке.

6. Расчет

Проигравшим участникам, в течение трех дней, возвращают задаток на расчетный счет указанный в заявке. Для победителя эта сумма входит в состав полной оплаты за землю. В течение месяца организатор размещает в тех же СМИ результаты проведения аукциона.

7. Оформление

Для оформления прав на собственность, глава муниципалитета выдает постановление. Потенциальному владельцу дается 30-дневный срок для процедуры, отсчет ведется с момента подписания протокола. Далее следует подать все документы в регистрирующие органы, чтобы стать полноправным владельцем земли.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земля

— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право

— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право — это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования —

это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права

— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения

— это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования

— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права

— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод,

заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод.

Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.

Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.

применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.
  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Характеристика муниципальной собственности на землю и земельные участки

Небольшие города и населенные пункты не обладают богатыми природными ресурсами, объектами промышленности или недвижимостью для самостоятельно обеспечения и развития своей территории.

Им приходится добывать деньги различными законными способами и путями:

  • передача в аренду земельных участков частным собственникам;
  • самостоятельное ведение хозяйственной деятельности на территории или содействие в развитии коммерческих предприятий, приносящих доход в казну местных органов;
  • поступление в бюджет земельного налога, его относят к местным.

Понятие «муниципальная собственность» — включает в себя разнообразие имущественных активов, которые принадлежат городским и сельским поселениям. Кроме земельных наделов, туда включается иные движимые и недвижимые имущественные активы, инфраструктура коммунального хозяйства, различные сооружения, жилой и нежилой фонд. Таким образом, земля муниципалитетов рассматривается как одна из форм публичной собственности (ЗК РФ Статья 19. Муниципальная собственность на землю).

Законом регламентируется, что такие наделы будут признаваться собственностью муниципалитета только в следующих случаях:

  1. перешли во владение по указанию федеральных законов;
  2. после размежевания других государственных участков;
  3. приобретены с соблюдением гражданского законодательства;
  4. земля передана из федеральных наделов на безвозмездной основе.

В таблице перечислим основные параметры, характеризующие публичную собственность.

Показатель Характеристика
Состав земель · расположены в пределах территории одного муниципалитета (города, поселка и т.д.); · различные категории земель.
Главное предназначение Для создания достойного уровня жизни населения, потребностей коммунального хозяйства, для работы и отдыха проживающих лиц.
Собственник · органы местной власти; · иные лица по распоряжению муниципалитета.
Направление использования · закрепление за конкретными предприятиями во временное владение или пользование; · продажа;

· предоставление площади в аренду;

· исполнение функций, предоставленных субъектами РФ.

Полномочия Устанавливаются на местном уровне муниципалитета и подзаконным актами субъекта РФ.
Субъекты собственности · города и его округа; · населенные пункты;

· административные районы;

· территории внутри городов общефедерального значения (Москва, С-Петербург)

· юридические лица, созданные муниципалитетом.

Правовой статус публичная

Внимание! Муниципалитет и органы, созданные им, являются публичными объектами, они действуют от имени и в интересах общественности конкретной территории

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Муниципальная собственность на землю

В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:

  • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности;
  • если право муниципальной собственности на землю возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, со дня государственной регистрации прекращения права собственности на него становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо муниципального района.

Муниципальные и государственные земли, подобно сообщающимся сосудам, позволяют земельным участкам «перетекать» из одной формы собственности в другую.

Возможна передача земли в муниципальную собственность из государственной. Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам. В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.

В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В отдельных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации оно может осуществляться бесплатно.

Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.

На стоимость муниципальной земли оказывает влияние целый комплекс факторов. Цена земли муниципальной зависит от месторасположения участка, его размера и формы, назначения, наличия и развитости транспортной и социальной инфраструктуры, уровня экологической нагрузки и иных факторов. 

Продажа участка
1 261 000 руб.
Тосненский район
Площадь участка: 10.3 соток

Подробнее

Продажа участка
560 000 руб.
Всеволожский район
Площадь участка: 8 соток

Подробнее

Продажа участка
1 196 000 руб.
Приозерский район
Площадь участка: 7.45 соток

Подробнее

Какие земли считаются государственными?

Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.

Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.

Категория земель Какие именно участки входят в группе
Федеральные наделы
  • земли, на которых расположены сооружения и постройки РФ;
  • представленные казенным или некоммерческим ведомствами, гос.органам;
  • принадлежащие научным академиями;
  • находящиеся в распоряжении госкомпании Росавтодор;
  • другие территории.
Гос.владения, недоступные для передачи
  • со строениями или иными объектами на них находящимися и возведенными по указанию гос.органов;
  • природные территории, находящиеся под охраной гос.органов;
  • леса и земли, расположенные в границах особых экономических зон;
  • резервные земли и территории под застройку;
  • принадлежащие природным монополиями и находящиеся в ведении гос.органов;
  • расположенные рядом с железнодорожными объектами;
  • с/х наделы, переданные гос.учреждениям.
Территории субъектов федерации
  • на них построены субъекты РФ;
  • наделы переданные гос.органам или ведомствам субъектов;
  • с/х земли и территории под дорогами и объектами связи;
  • другие территории.

Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным

Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector