Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся?

Содержание:

Ответ по существу или нет?

Ответ на обращение Сергея Ольшевского пришел за подписью первого заместителя министра Ирины Старовойтовой. Однако адресат считает, что это ответ не по существу, так как в нем приводятся лишь отсылки к нормативным документам.

«Я просил дать ответ на вопрос, какие меры приняло Минобразования для того, чтобы классы были не переполнены, но ведомство не дало мне такого ответа. Я позвонил на горячую линию Минобразования, которую проводила Ирина Старовойтова. Я спросил у нее, какие меры были приняты. Она , что Минобразования уже ответило мне на этот вопрос», — рассказал Ольшевский.

В результате минчанин подал в суд жалобу, в которой просил признать ответ Минобразования подготовленным не по существу и ущемляющим его права и законные интересы. Он просил обязать Министерство образования подготовить исчерпывающий ответ по существу обращения.

Однако на заседании 5 сентября суд Московского района принял сторону Министерства образования, рассказал Naviny.by Сергей Ольшевский:

«Решение суда — отказать в удовлетворении жалобы. Суд счел, что Минобразования дало полный исчерпывающий ответ на вопрос, какие меры приняты. Конечно, хотелось бы другого решения суда, но это решение ожидаемое».

Ольшевский при этом отметил, что «Минобразования на суде признало, что проблема переполненности классов в школах существует».

По факту нарушения Министерством образования законодательства, а именно положений Кодекса об образовании, Сергей Ольшеский обращался и в Генеральную прокуратуру. Но, по его словам, «прокуратура не узрела нарушений».

«Сейчас во время судебного заседания получено подтверждение о нарушении норм заполняемости, ведь информация об этом прозвучала в зале суда. Прокуратуре придется принять меры», — считает Ольшевский.

Правда, здесь есть коллизия. Новая редакция Кодекса об образовании, проект которой ожидает одобрения парламентом, вообще не предусматривает ограничения на количество детей в классе.

По этому поводу министр образования Игорь Карпенко в 2018 году : «Какой должна быть наполняемость классов? В Китае, например, в старших классах учится под 60 человек. Мне кто-то говорит: “Давайте напишем 30 человек, и это будет оптимально”. Отвечаю: “Хорошо, а если я директор школы, работаю в районе, набрал два класса по 30 человек. И тут второго сентября ко мне пришло еще два человека. Что с ними делать? Открывать третий класс?”

Министр также посетовал на то, что все критикуют ведомство, но никто не предлагает, как равномерно распределить учеников по классам.

Как поясняли в Минобразования, максимальное число учащихся будет определяться в зависимости от конкретной школы, класса обучения и санитарных норм. Однако опыт показывает, что на практике правила соблюдаются далеко не всегда. Кроме того, санитарные правила в Беларуси легко меняются. Например, это случилось в 2017 году, когда по рекомендации президента переносили первый урок в школах на более позднее время и сокращали продолжительность перемен.

Подготовка детей к поступлению в школу – с чего начать?

До нового учебного года ещё много времени. Однако подумать о подготовке детей нужно уже сейчас, иначе будет поздно.

Для начала, родителям необходимо решить, в каком возрасте они отдадут ребёнка в первый класс. В законе «Об образовании» чётко указано, что детей принимают в школу в возрасте 6,5-8 лет. Администрация учебного заведения может зачислить ребёнка младше 6,5 лет. Для этого нужно подать специальное заявление, а также проконсультироваться у детского психолога.

Важно! Школа вправе отказать в зачислении ребёнка младше 6,5 лет. Мама Леся:

Мама Леся:

«6,8 или 7,8? Мы всё откладывали это решение, думали, у нас есть время до конца весны. Но нет, оказывается дни открытых дверей в школах и приём заявлений на поступление в первый класс начались уже с 1-го февраля.

С одной стороны, на фоне сверстников сын выглядит взрослым как физически, так и эмоционально. Знаний ему тоже хватает – хотя, конечно, каждый родитель так думает. Воспитатель говорит, что ему будет просто скучно ещё один год ходить в садик и нужно будет организовывать для него дополнительные занятия. С другой стороны, есть какие-то переживания: а вдруг мы торопимся, вдруг переоцениваем силы, стоит ли ещё на годик отложить всё это, наиграться, окрепнуть, побыть беззаботным?»

Определение школьного возраста зависит от уровня развития и подготовки конкретного ребёнка. Поэтому решение придётся принимать исключительно самим родителям. Если дошкольник испытывает трудности с усидчивостью, внимательностью и терпением, то можно отложить поступление на год, посвятив время подготовке.

Считается, что дети, ходившие в детсад, лучше готовы к школе.

Что говорят психологи по поводу возраста поступления?

Однозначного мнения на этот счёт у профессионалов нет. Однако большинство психологов считают, что со школьной программой справится и шестилетка, и семилетка. Главное, чтобы у ребёнка не было когнитивных нарушений.

Мама Светлана:

«Я долго думала, отдавать сына в первый класс или нет (нам было 6,9). В итоге, решила отдать. Пришла писать заявление. В первый раз мне сказали – время есть, подумайте, успеете подать. Во второй раз, когдя я пришла (в срок подачи заявлений по прописке укладывалась) мне заявили, что я долго думала! Якобы они уже приказ подписали… Ничего, включили и нас в список первоклассников. Сейчас во втором классе уже!»

Как понять готовность ребёнка к школе?

Поступая в 1 класс, ребёнок знает:

  • своё ФИО, имена родителей, страну и город проживания;
  • популярные и народные сказки;
  • цифры 0-9, считать наоборот, сравнивать, проводить подсчеты в рамках 10;
  • алфавит;
  • простые геометрические фигуры.

У будущего первоклассника хорошо развита речь и мелкая моторика рук.

Мой ребёнок точно не готов, что делать?

Заняться подготовкой. Общие необходимые знания и умения ребёнок получит в детском саду. Этого хватит, чтобы в первом классе не возникало проблем с обучением. Ещё лучше подготовить ребёнка удастся на специальных курсах.

Спрашивать ли у ребёнка его мнение?

Спрашивать, но учитывать, что дети пока не в состоянии самостоятельно принимать решения. Правильнее регулярно обсуждать с ребёнком инициативу поступления в школу, следить за его реакцией.

Поступление в 1 класс – это сложная задача в любом возрасте. Рекомендация для родителей одна: не торопиться и прислушиваться к ребёнку. Некоторые дети готовы учиться уже в 6,2, о чём не стесняются настойчиво напоминать взрослым. Другие чувствуют себя неуверенно даже в 7, поэтому им нужно помочь – поддержать и всесторонне подготовить.

Мама Кристина:

«Я ни разу не пожалела, что отдала дочь в школу позже (нам было 7,7). Ребёнок был психологически не готов к поступлению в 6,7. Даже сейчас ещё бывает ревёт в три ручья, а раньше так вообще был кошмар. Конечно, есть риск, что ребёнок может заскучать. Но я считаю, что дело не в возрасте, а в качестве и уровне подготовки. Если школьник активно занимается расширением своих познаний, мотивирован узнавать больше, ему совершенно не скучно со своей лёгкой переразвитостью».

Какие дети имеют право на первоочередное зачисление на обучение

Право на первоочередное зачисление на обучение из общего числа детей, проживающих на прилегающей к ней территории, имеют дети:

  • военнослужащих;
  • пострадавших или погибших при несении воинской службы;
  • сотрудника полиции;
  • судьи или прокурора;
  • из многодетных семей;
  • матерей-одиночек и отцов-одиночек;
  • прошедшие дошкольные курсы, которые проводились при этой же школе.

Если у ребенка нет прописки в районе расположения школы, то конечно будет сложнее туда попасть. Для таких случаев издан Приказ Министерства образования и науки «О правилах приема в школы», там четко указывается, что прием не проживающих на закрепленной за учебным учреждением территории осуществляется только с 1 августа по 5 сентября.

Зачисление возможно еще и при условии, что остались свободные места. При таком раскладе ребенка должны принять без всяческих препятствий.

СПРАВКА. Если школа престижная, то вероятность попасть туда совсем мала, свободные места вряд ли останутся.

При проблемах с устройством ребенка на обучение нужно обратиться к работникам государственного органа образования. До 5 сентября первоклашку обязательно распределят в какую-нибудь школу, но если места в ближайших учреждениях заняты, то возможно придется ездить на другой конец города.

Далеко ездить на учебу не безопасно для ребенка и совсем такой вариант не прельщает родителей.

Наилучший вариант – сделать временную прописку в требующемся районе у родственников или арендуя помещение, и тогда проблема с зачисление непременно решится (до 14 лет ребенок должен быть прописан с одним из родителей).

Чтобы подстраховаться и не упустить шанс попасть ребенку на получение среднего образования недалеко от дома, имеет смысл подать заявки сразу в несколько учреждений.

Это можно сделать на сайте государственных услуг.

Но существует один нюанс – за неделю нужно обдумать все за и против и отнести оригиналы документов в одну из выбранных школ, иначе запись вообще аннулируется.

Не стоит сильно паниковать, ребенок обязательно будет зачислен в какое-нибудь учебное учреждение, если к первому сентября ему будет 6,5 лет.

ВАЖНО. В государственную школу оплачивать вступительные взносы необязательно.. Все не так уж сложно как может показаться на первый взгляд

Главное все делать вовремя, с умом, не затягивать с подачей документов и ваш ребенок обязательно станет первоклассником. Теперь вы знаете, как узнать школу по прописке

Все не так уж сложно как может показаться на первый взгляд. Главное все делать вовремя, с умом, не затягивать с подачей документов и ваш ребенок обязательно станет первоклассником. Теперь вы знаете, как узнать школу по прописке.

Полезное видео: Как подготовить ребенка к школе и что он должен знать

Что должен знать ребенок перед школой. Подготовка к школе

Источники

  • Raafat N., Loganathan S., Mukaka M., Blacksell SD., Maude RJ. Diagnostic accuracy of the WHO clinical definitions for dengue and implications for surveillance: A systematic review and meta-analysis. // PLoS Negl Trop Dis — 2021 — Vol15 — N4 — p.e0009359; PMID:33901191
  • Fram NR. A cataract, ‘a million cut’ radial keratotomy, and Marfan syndrome February consultation #1. // J Cataract Refract Surg — 2021 — Vol47 — N2 — p.273; PMID:33901139
  • Schwenk-Nebbe LJ., Victoria M., Andresen GB. Dataset: A proxy for historical CO2 emissions related to centralised electricity generation in Europe. // Data Brief — 2021 — Vol36 — NNULL — p.107016; PMID:33898673
  • Sharma K., Banstola A., Parajuli RR. Assessment of COVID-19 Pandemic in Nepal: A Lockdown Scenario Analysis. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.599280; PMID:33898371
  • Jo SB., Kang J., Cho JH. Recent Advances on Multivalued Logic Gates: A Materials Perspective. // Adv Sci (Weinh) — 2021 — Vol8 — N8 — p.2004216; PMID:33898193
  • Lyubchenko OV., Velihoria IE., Polyakova SV., Ivanov OE., Tzyhanova NB., Pushkar LY., Sirota OM., Tzyhanova IV. Microbiological aspects of conservative treatment of periodontal disease using gel-based preparations. // Pol Merkur Lekarski — 2021 — Vol49 — N290 — p.125-128; PMID:33895758
  • Wu X., Moimas S., Hopf R., Giampietro C., Kourouklis A., Falk V., Mazza E., Ferrari A. A free-form patterning method enabling endothelialization under dynamic flow. // Biomaterials — 2021 — Vol273 — NNULL — p.120816; PMID:33895492
  • Aljaaf AJ., Mohsin TM., Al-Jumeily D., Alloghani M. A fusion of data science and feed-forward neural network-based modelling of COVID-19 outbreak forecasting in IRAQ. // J Biomed Inform — 2021 — Vol — NNULL — p.103766; PMID:33895377
  • Prakash S., Hatcher C., Shiffman S. Prevalence of ENDS and JUUL Use, by Smoking Status, in National Samples of Young Adults and Older Adults in the U.S. // Am J Health Behav — 2021 — Vol45 — N3 — p.402-418; PMID:33894792
  • Gumpenberger M. Diagnostic Imaging of the Respiratory Tract of the Reptile Patient. // Vet Clin North Am Exot Anim Pract — 2021 — Vol24 — N2 — p.293-320; PMID:33892889

Получение отказа

Отказ в поступлении в конкретную школу может быть вынесен по нескольким причинам:

  1. Неподходящий возраст. По правовым нормам, ребенок может поступить в школу только с момента исполнения ему 6,5 лет. Поэтому если родители приводят малыша раньше, ему может быть отказано в поступлении. На практике популярны случаи, когда уровень подготовки ребенка очень высокий, поэтому такой малыш может быть принят в школу, даже не достигнув оговоренного возраста. Такой момент рассматривается руководством школы в индивидуальном порядке.
  2. Пропуск сроков. Отказ выносится когда родители принесли документы на поступление после крайнего срока. Отрицательное решение допускается только при полном укомплектовании всех классов.
  3. Все классы уже сформированы. Даже если документы подаются в сроки, но количество детей, относящихся к первой очереди, больше количества мест в учебном заведении, руководство будет вынуждено принять решение об отказе в чьем-то поступлении. У родителей есть право требовать предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии мест.
  4. Наличие проблем со здоровьем. Иногда здоровье ребенка предполагает наличие особых условий для осуществления учебного процесса. Если школа не может обеспечить такие условия, то ребенку выносится отказ в поступлении.

Читать так же: Регистрация брака за границей

Поступление ребенка в школу — это ответственное занятие, которое требует от родителей большого внимания

Именно поэтому важно заранее ознакомиться со всеми деталями и порядком, в котором дети принимаются в школу

Важно учитывать и отдельные индивидуальные нюансы. К примеру, если ребенку придется самостоятельно добираться до школы, лучше выбрать учебное заведение, которое находится максимально близко к дому

Это позволит сделать путь до школы безопасным, сэкономить время. К тому же, в таком случае будет действовать право на первоочередное поступление ребенка в образовательное учреждение, так как учитывается прописка.

Нормы для особенных детей

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих – до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

Чем больше детей, тем больше денег?

Зачем школы набирают слишком много учеников в класс, вносят напряжение в учительское и родительское сообщество?

Ответ простой — подушевое финансирование. Оно внедряется в школах с начала 2019 года и подразумевает начисление школе бюджетных денег за каждого ученика. Чем больше детей, тем больше денег, одним словом.

Еще в 2015 году Беларусь использовала грант Всемирного банка для пилотного проекта подушевого финансирования, который был признан успешным.

Однако это не значит, говорит Ольшевский, что детей должно быть в классе столько, что их будет невозможно нормально учить. «Слишком большое число детей в классе влечет за собой слишком много проблем, чтобы радоваться дополнительному финансированию», — говорит Ольшевский.

Эту проблему хорошо знают преподаватели иностранных языков. С 2018 года утверждены новые стандарты, где определено лишь минимальное количество учеников в группе — 9 человек, максимальное не определено. Поэтому во многих школах класс механически делят на две группы.

«В седьмом классе мне приходилось работать с 15 детьми в одной группе. Не хватало времени даже проверить у всех детей домашнее задание», — рассказывала ранее Naviny.by учительница английского языка одной из столичных школ

Кроме того, отмечает Сергей Ольшевский, дополнительная нагрузка учителям не оплачивается: «Обратите внимание на то, что учителю платят одинаково и за работу с классом, где 20 человек, и за работу с классом, где учится 36 детей. Это на 16 тетрадей больше для проверки, а времени, уделенного каждому ребенку, меньше»

«В моем понимании аргумент о том, что в советские времена в классах училось по 40 человек, несостоятелен. Мы должны смотреть не в прошлое, а в будущее», — подчеркнул руководитель проекта «Народный учебник».

Ольшевский считает, что большая наполняемость классов отрицательно сказывается на качестве образования: «Если посредством наполняемости классов по 36 человек мы сэкономим условный рубль, то в будущем потеряем миллионы в результате плохой подготовки детей в школе».

Требования, касающиеся общих положений

Ранее деятельность образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями регламентировалась различными СанПиН, санитарные правила которых не распространялись на объекты образовательных организаций, которые находятся в стадии проектирования, реконструкции, строительства или ввода в эксплуатацию. Согласно же СанПиН 2.4.2.3286-15 санитарные правила распространяются не только на действующие, но и на реконструируемые, строящиеся или проектируемые объекты образовательных организаций, независимо от типа их организационно-правовой формы.

Кроме того, новый СанПиН рекомендует при создании детских садов для детей с ОВЗ предусматривать организацию единого образовательного комплекса (детский сад/школа) на одной территории с размещением каждого типа образовательной организации в отдельном здании/блоке.

Также уточняется, что реализация программ дошкольного образования, адаптированных для детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях должна осуществляться в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

О наполняемости классов

Формирование классов с наполняемостью более 25 человек данным положением не разрешается.

При этом наполняемость классов в количестве 25 обучающихся установлена только для общеобразовательных учреждений в городской местности. Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Иногда ошибочно говорят о нормативной наполняемости класса в сельской местности в 20 человек. Согласно п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских — не менее 20 человек. Таким образом, 20 человек — это лишь наполняемость класса в сельской местности, при которой осуществляется деление класса на две группы при проведении определенных занятий.

Тем самым в любом сельском общеобразовательном учреждении (а не только отнесенном к категории малокомплектных) должен открываться класс даже с наполняемостью 1 — 2 учащихся, если того требуют потребности населения. Закрывать школу в таком случае органы управления образованием не имеют права, если не получат на то согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (это требование п. 5 ст. 34 Закона об образовании*(2)). В случае получения такого согласия можно говорить об отсутствии потребности населения в открытии классов в сельской школе. При его отсутствии жители могут требовать (в том числе обращаясь в органы прокуратуры или суд) открытия класса в сельской школе, независимо от его наполняемости.

Следует отметить, что п. 2.3.1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 жестко определяется, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушениям санитарных норм. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) — в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(3) предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные данным законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Возможны вынесения предписаний органами Роспотребнадзора о прекращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и прав детей на образование. При этом действия органа управления образования могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущему нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма), и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием. В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при его наполняемости 5 и более учащимися, по ст. 285 УК РФ.

А.Б. Вифлеемский

1 февраля 2009 г.

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 2, февраль 2009 г.

————————————————————————-*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Можно ли изменить ситуацию?

Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

Государственная или частная?

В России сейчас, по данным статистики, около 70 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается 20 миллионов детей. Охват общим образованием в Российской Федерации по-прежнему является, несмотря ни на что, одним из самых высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Правда, общее число учащихся дневных общеобразовательных школ к 2008–2010 годам сократится по сравнению с 1999 годом на 30%. Подобная ситуация обусловлена сокращением рождаемости в РФ в последние десять лет.

Частных школ в России насчитывается около 700 (из них в Москве примерно 280). В частных российских школах обучается 45 тысяч детей, что составляет 5% от общего числа учеников. Средняя наполняемость московской городской школы – 550-950 человек, частной – от 100 до 200.

С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи

С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. 

Упомянутые правила распространяются на:

  • дошкольные образовательные организации;
  • дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
  • образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
  • детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
  • стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
  • общежития для учащихся образовательных организаций;
  • организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.

Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к  расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.

Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения

Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются

Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.

Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.

Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.  

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений,  образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.  

Почему появилась жалоба?

10 июня Сергей Ольшевский обратился в Министерство образования с электронным обращением по поводу наполняемости классов в школах столицы.

В обращении автор указал, что по данным опроса, проведенного на сайте , 60% детей учатся в переполненных классах. Ольшевский также привел данные официальной статистики, согласно которой в 2016-2017 учебном году около 20% детей учились в переполненных классах. Автор обращения попросил министерство предоставить информацию за 2018-2019 год.

Ольшевский также обратил внимание, что нормы наполняемости классов определены действующим Кодексом об образовании, таким образом, если в классе больше детей, чем положено, — это нарушение закона. Согласно Кодексу об образовании, наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать 20 учащихся в I–IV классах и 25 в V–XI классах

Согласно Кодексу об образовании, наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать 20 учащихся в I–IV классах и 25 в V–XI классах.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
  3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector