Порядок обеспечения исполнения контракта по 223-фз
Содержание:
Нововведения 44-го закона
Многих пугают нововведения, однако некоторые процедуры перетекли в новый в 44-й федеральный закон без изменений, некоторые – с изменениями, однако с сохранениями общего принципа. С 2014 года все заказчики, которые перечислены в 223-ФЗ, должны использовать его нормы в практической деятельности. К ним относятся автономные учреждения и муниципальные унитарные предприятия. Заказчик, который указан в 223-ФЗ, должен выполнять закупки по 223-ФЗ, если же этого не происходит, то ему нужно работать по 44-ФЗ.
Новый федеральный закон №44, в отличие от 223-его, не делит заказчиков на государственных, а также муниципальных, в тексте он объединяет их одним понятием «заказчик». Законодательные органы решили, что в Российской Федерации, как и в иных развитых странах, процесс должен вестись с прогнозирования необходимости конкретной закупки, а заканчиваться оценкой соответствующей эффективности удовлетворения необходимых потребностей.
К основным нововведениям 44-го закона можно отнести следующее:
1. действуют единые правила для всех заказчиков;
2. ограниченный перечень способов закупки;
3. на ЭТП проводится лишь аукцион;
4. ограниченный перечень случаев закупки у ЕП;
5. от заказчика требуется обязательное заключение договора с победителем.
Тогда как 223-ФЗ предполагает использование следующих правил:
1. каждый заказчик имеет свои правила и особенности;
2. заказчики могут применять различные методы закупок;
3. на ЭТП могут проводиться любые способы закупок;
4. перечень случаев закупки у ЕП заказчик может определять лично;
5. заказчику не обязательно заключать договор с победителем.
Отчетность по договорам
Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца. Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.
В отчет по договорам 223-ФЗ входят сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок:
-
открытые конкурсы и аукционы, запрос котировок и предложений;
-
закупки у единственного поставщика;
-
тендеры, сведения о которых представляют государственную тайну.
Законодательство обязывает отчитываться обо всех крупных закупках в виде обобщенных сведений. Так выглядит образец отчета:
ООО “РусТендер”
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Решение об одобрении крупной сделки — образец
Документы необходимые для участия в тендере
Документы для аукциона по 44 ФЗ
Способы внесения
В рамках контрактной системы поставщики могут выбрать один из следующих способов внесения обеспечения исполнения контракта:
- Денежные средства.
- Банковская гарантия.
На основании ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, которая выдана в одном из банков, соответствующий требования ст. 45 44-ФЗ. Денежные средства вносятся заказчиком на спецсчет
Здесь важно учитывать, что обеспечение вправе внести только сам поставщик, третье лицо сделать это за него не вправе
Комбинированный способ путем внесения одной части обеспечения в виде банковской гарантии, а другой части – в денежной форме может быть актуален, если банк одобрил гарантию на меньшую сумму, чем это требует заказчик. Но воспользоваться комбинированной формой обеспечения поставщик не может, так как данный способ в 44-ФЗ не указан, а значит, запрещен.
Денежная форма
Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.
Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки выбрал внесение денежных средств, то он должен будет предоставить в качестве подтверждения оригинал платежного поручения. При этом нужно учитывать, что победителю не нужно выставлять счета заказчику: перевод средств осуществляется по реквизитам, указанным в закупочной документации.
Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.
Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.
В виде банковской гарантии
Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.
К срокам действия гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна действовать как минимум месяц после истечения срока действия контракта или внесения в него изменений по ст. 95 44-ФЗ.
Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.
В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.
Чем можно заменить
В ч. 7 ст. 96 44-ФЗ прописано право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта. То есть заказчик может заменить ранее предоставленное им обеспечение в виде денежных средств на банковскую гарантию и наоборот.
Обычно потребность в замене способа обеспечения возникает тогда, когда поставщик не успел оформить гарантию и ему пришлось временно обеспечить контракт традиционным способом. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных в ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 44-ФЗ.
Для того чтобы использовать данное право, в реализуемом контракте должны быть указаны отдельные этапы его реализации. По результатам исполнения поставщиком отдельного этапа контракта и стоимости исполненных им обязательств заказчик должен включить сведения об этом в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ. Это второе условие, при котором допустимо изменить обеспечение и уменьшить его размер.
Существенные и дополнительные условия договора
При заключении контракта по 223-ФЗ необходимо согласовать:
- условия, которые ГК РФ относит к существенным для этого вида договоров;
- условия, которые закон № 223-ФЗ обязывает согласовать для некоторых типов договоров, если заключаемый договор относится к такому типу;
- условия, которые одна из сторон заявила в качестве существенных;
- другие условия договора (стоимость, порядок разрешения споров и др.).
Важно! К существенным условиям ГК РФ относит предмет договора (п. 1 ст
432). Предмет должен быть согласован при оформлении договора любого вида.
Кроме того, существенными условиями являются в зависимости от вида договора:
- срок поставки товаров (ст. 457 ГК РФ);
- начальный и конечный срок производства работ (ст. 708 ГК РФ);
- сроки оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Закон № 223-ФЗ содержит требования к обязательным условиям для некоторых видов договоров:
- Для договоров на создание произведений градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства и разработку на их основе проектной документации (ст. 3.1-2). В них необходимо закрепить исключительное право заказчика на использование этого произведения и право многократно использовать проектную документацию, разработанную на его основе.
- Договоров на производство проектных и изыскательских работ. В таких договорах нужно прописать, что проектная документация и документ с изысканиями признаются результатом производства работ при наличии положительного заключения экспертизы, если ее проведение предусмотрено законом. Кроме того, за заказчиком закрепляются исключительные права на результаты выполненных работ.
- Для договоров о закупке товара, либо работы, услуги, в ходе которых поставляется товар. Здесь обязательно указывается информация о стране происхождения товара (п. 5.2 ст. 3).
Если заказчик не прописывает точные гарантийные сроки?
Не всегда организатор закупки заранее может знать, каков гарантийный срок у продукции. Конкретику может предложить сам поставщик, подавая заявку. Например, заказчик указывает: «Гарантийный срок не менее 12 месяцев», — а участник закупки, выходя на процедуру, вправе уточнить: «Я готов установить гарантийный срок на 18 месяцев». Заказчик из заявки участника переносит эту информацию в контракт. И тогда сумма обеспечения гарантийных обязательств вернется не ранее чем через 18 месяцев плюс 30 или 15 дней (для СМП)
Обратите внимание: в контракте не может быть приблизительных сроков, период действия гарантийных обязательств должен быть указан точно
Это важные вопросы для участника и организатора закупок. Заказчику надо тщательно выверять, а поставщику внимательно читать всю документацию по закупке, чтобы в дальнейшем не столкнуться с разночтениями и необходимостью доказывать свою правоту в суде.
Законодательное регулирование
223-ФЗ, регламентируя закупочную деятельность для госкомпаний, поставщиков-монополистов и отдельных видов юрлиц, утверждает необходимость применения обеспечения для заявок и исполнения договоров.
При этом целевая направленность обеспечения в обоих случаях разнится:
- заявочное обеспечение выступает страховкой для заказчика в случае отказа победителя торгов от заключения соглашения;
- обеспечение исполнения договора требуется уже после его подписания в качестве гарантии, что исполнитель не уклонится от закреплённых в контакте обязательств и будет добросовестно их выполнять.
Но при этом он обязан сведения об их сроках, размере и форме зафиксировать в извещении о предстоящей закупке, которое публикуется в ЕИС. В случае, когда внесение обеспечительных средств осуществляется в форме банковской гарантии, а не в виде денежных сумм, то это условие должно быть прописано в извещении.
Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Более того, закон чётко предписывает заказчику не допускать заявки к участию в закупочных процедурах без предоставления участниками их обеспечения, если это требование зафиксировано в извещении о предстоящей закупке.
Порядок обеспечения заявки
Рассмотрим ключевые вопросы обеспечения заявки для торгов.
Виды обеспечения — банковская и независимая гарантия, гарантийный платеж
Для остальных участников оптимальными мерами обеспечения по 223-ФЗ также являются предоставление гарантии, выданной кредитной или коммерческой организацией, и внесение обеспечительного платежа.
Заказчику важно предусмотреть в закупочной документации все основные условия внесения обеспечения. Для гарантии, выданной банком, таковыми являются:
- сумма;
- срок действия документа;
- условие о безотзывности и др.
Если способом обеспечения избрано внесение гарантийного платежа на счет, то необходимо указать сумму, реквизиты счета, сроки внесения.
Если торги проводятся для участников-СМСП, то обеспечение вносится путем блокировки денежных средств на спецсчете такого участника.
Обратите внимание! Спецсчет может быть открыт только в одобренном Правительством РФ банке (п. 13 ст
3.4 закона № 223-ФЗ).
Денежные средства подлежат блокировке по указанию оператора электронной площадки. Такая информация отправляется в банк только после окончания срока для подачи заявок.
Риски! Если на спецсчете недостаточно денежных средств, то блокировка осуществлена не будет и заявка будет возвращена.
Размер обеспечения
Заказчик ограничен в праве установления требования об обеспечении заявки ценой договора (п. 27 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).
В отношении закупок с участием СМСП максимальный размер обеспечения законодателем определен иначе.
Согласно п. 23 постановления Правительства РФ «Об особенностях участия…» № 1352 размер обеспечения для заявки при торгах с участием СМСП не должен быть больше 2% от цены договора.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-270.
Срок внесения обеспечения заявки
Заказчик вправе определить в закупочной документации срок, в течение которого должно быть предоставлено обеспечение. Например, можно предусмотреть срок внесения гарантийных средств на счет до подачи заявки с предоставлением доказательств перечисления денег (платежного поручения, выписки с банковского счета).
Если тендер проводится среди СМСП, то денежные средства блокируются в течение часа с момента поступления указания от оператора электронной площадки.
Обратите внимание! Участник закупки вправе распоряжаться незаблокированной частью денежных средств на спецсчете
Возврат обеспечения заявки
Если участник проиграл торги, предоставленное им ранее обеспечение подлежит возврату. В закупочной документации заказчик должен прописать срок, в течение которого средства будут возвращены.
Возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ не производится только при наличии двух обстоятельств (п. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ):
- выигравший участник отказывается подписать договор;
- участник не предоставляет обеспечение выполнения договора.
Заблокированные на спецсчете денежные средства банк разблокирует в течение часа с момента указания оператора.
Положение о закупке
Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.
В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:
- комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
- правила направления документов,
- сроки направления,
- права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.
Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.
По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ
Проверяющие могут прийти к заключению, что закупку неправомерно разделили, чтобы избежать проведения конкурса. Тогда покупателя призовут к ответственности. Высока вероятность, что его ждет штраф в рамках КоАП РФ за дробление закупки по 223-ФЗ и неправильный выбор подхода к определению второй стороны сделки. В наиболее серьезных случаях заказчика могут привлечь к уголовной ответственности.
Допустим, контрактный управляющий отказался от проведения аукциона в пользу дробления большого контракта на мелкие, чтоб заключить их с единым поставщиком. Проверяющие могут посчитать, что у специалиста есть личная заинтересованность в использовании такого формата закупки. Данные действия могут считаться злоупотреблением в сфере закупок или превышением должностных полномочий.
Следующие нормативные акты закрепляют ответственность за искусственное разделение закупки на части:
- Статья 34 бюджетного законодательства устанавливает, что подобные действия приводят к снижению эффективности расходования бюджетных средств.
- Статья 170 ГК РФ гласит, что речь идет о заключении ряда притворных сделок, призванных скрыть единую крупную закупку. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, такие сделки считаются ничтожными.
- Закон 135-ФЗ о защите конкуренции требует, чтобы во время закупок заказчики придерживались принципа обеспечения конкуренции. Статья 15 данного законодательного акта запрещает сокращать количество потенциальных исполнителей, если для этого нет веских оснований.
За нарушения норм выбора формата закупки предусмотрена ответственность (ч. 2 ст. 7.29 КоАП), а именно штраф – 50 тысяч рублей. Тогда как ограничение конкуренции (по ст. 14.32 КоАП) карается аналогичным штрафом или дисквалификацией.
ФАС считает, что из-за дробления закупок по 223-ФЗ становится невозможной нормальная конкуренция между поставщиками. Часть 1 ст. 3 закона 223-ФЗ гласит, что дискриминация потенциальных исполнителей недопустима.
Если проверяющие устанавливают наличие сговора и подкупа представителя заказчика, исполнитель привлекается к ответственности – ему грозит уголовная ответственность и немалый срок.
Вне зависимости от того, имел ли место сговор заказчика и поставщика, для последнего интересующий нас подход тоже несет в себе некоторые риски. Основная опасность состоит в том, что продавцу могут не оплатить его услуги
Дело в том, что ряд мелких однотипных закупок обычно привлекает внимание контролирующих инстанций, а после проведения проверки действия заказчика могут приравняться к неправомерным. В результате заключенные контракты считаются недействительными, а значит, выплаты по ним не производятся
Правовые основы заключения договора
Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.
Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.
Рамочный договор по 223-ФЗ
Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.
Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:
- предусматриваются открытые условия;
- не указывается точные показатели цены и объема;
- отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.
Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.
Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.
Возмездные договоры по 223 — ФЗ
Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.
Договор возмездного оказания услуг содержит:
- Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
- Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой
Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры
Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.
Общие ограничения
Разговор про общие ограничения при установлении размера обеспечения необходимо начать с напоминания о делении в новой редакции Закона № 223 ФЗ всех закупок на конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) и условно неконкурентные. Последние не нужно путать с закупкой у единственного поставщика, ведь в условно неконкурентных закупках происходит соревнование между несколькими поставщиками, и соревнование это проходит по единым правилам. Однако те ограничения, которые установлены Законом № 223 ФЗ с прямым указанием на конкурентные процедуры, этих закупок не касаются.
В частности, не касаются таких закупок ограничения, связанные с размером и случаями обеспечения заявки и обеспечения контракта. В условно неконкурентных закупках заказчик, как и прежде, может сам устанавливать форму и размер обеспечения, не забывая при этом, однако, о тех экономических аспектах, которые были упомянуты выше.
В конкурентных закупках по общему правилу за заказчиком сохранено право устанавливать форму обеспечения заявки, не ограничиваясь лишь резервированием денежных средств и банковской гарантией. Частью 25 статьи 3.2 Закона № 223 ФЗ прямо предусмотрена возможность использовать для обеспечения заявки иные способы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе независимую гарантию, поручительство и т. п. При этом закон прямо требует описать в закупочной документации порядок возврата обеспечения заявки и условия банковской гарантии. Исходя из того что обеспечение заявки по своей сути является одним из требований к участнику закупки, а в закупочной документации можно устанавливать лишь те требования, которые предусмотрены положением о закупке, можно настоятельно рекомендовать включение в последнее норм о формах обеспечения, о порядке возврата обеспечения, а также о необходимых реквизитах не только для банковской, но и для любой другой независимой гарантии. А вот размеры обеспечения устанавливать необязательно — в каждом конкретном случае заказчик определяет их исходя из особенностей предмета закупки, а значит, достаточно будет прописать их в извещении или в документации.
Правда, максимальный размер обеспечения заявки для конкурентных закупок императивно ограничен самим Законом № 223 ФЗ. Согласно части 27 той же статьи 3.2 предельный размер обеспечения заявки в этих закупках не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены. Но в отличие от госзаказчика для субъектов Закона № 223 ФЗ не установлен минимально допустимый размер обеспечения заявки — иными словами, заказчик может и вовсе не требовать его от участников закупки в своей закупочной документации.
Ограниченны и случаи применения этого инструмента в конкурентных закупках: обеспечение заявки в таких закупках допустимо требовать лишь в том случае, если начальная (максимальная) цена превышает 5 миллионов рублей. Этот запрет касается не только резервирования денежных средств, но и банковской гарантии и иных форм обеспечения. Что касается обеспечения договора, то заказчик даже при проведении конкурентной закупки не обязан его устанавливать вовсе. А если уж решил установить, то не ограничен ни в выборе размера, ни в выборе формы такого обеспечения. Однако стоит помнить о том, что если заказчик указал в документации несколько форм обеспечения — будь то обеспечение контракта или обеспечение заявки, — то поставщик выбирает сам, какую из предложенных форм он будет использовать.
При этом в обычной конкурентной закупке заказчик не может запретить участнику пользоваться для целей обеспечения заявки или обеспечения договора услугами банка, не входящего в правительственный перечень, о котором пойдет речь ниже. Ведь этот перечень касается лишь случаев проведения конкурентных закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.
У единственного поставщика
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.