Антимонопольные органы: функции и принципы деятельности
Содержание:
Схема проведения внеплановых проверок
Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:
- органы местного самоуправления;
- другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
- государственные специальные фонды;
- представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
- индивидуальные предприниматели.
Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.
Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:
- создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
- антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.
Замечание 5
Плановую проверку нет смысла проводить чаще, чем раз на три года.Плановый аудит должен контролировать, чтобы антимонопольное законодательство было полностью соблюдено со стороны проверяемого лица, однако это касается только сферы деятельности субъекта проверки. Предметом планового аудита является соблюдение проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства в рамках своей деятельности.
Стоит также учитывать, что ФАС России не считается уникальным антимонопольным органом – во многих развитых странах на сегодняшний день можно найти похожие учреждения, которые выполняют те же функции. К примеру, это могут быть комиссии и дирекции по монополии, как это сделали в Германии и Франции. Также такой тип учреждений довольной популярен в Восточной Европе, Чехия создала отдельное ведомство для разбирательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Экономическая концентрация
Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия «концентрация капитала». Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.
Отдел антимонопольного контроля
Основными функциями отдела являются:
1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (статья 10 Закона о защите конкуренции);
2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти (статья 15 Закона о защите конкуренции);
3. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции);
4. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции);
5. Контроль за соблюдением порядка предоставления государственных и муниципальных преференций (глава 5 Закона о защите конкуренции);
6. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (пункты 2, 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции);
7. Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со статьями 26.1, 27-29, 31-35 Закона о защите конкуренции;
8. Выдача заключений о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству (глава 7.1 Закона о защите конкуренции);
9. Проведение анализов конкуренции на товарных рынках;
10. Привлечение к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе за препятствование перетоку энергоресурсов (ст. 9.21 КоАП);
11. Привлечение к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (ст. 9.21 КоАП);
12. Привлечение к административной ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15 КоАП);
13. Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (несоблюдение обязательных требований по установке, о замене, эксплуатации приборов учета нежилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам) (ст.9.16 КоАП);
14. Осуществление государственного антимонопольного контроля торговой деятельности согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ;
15. Рассмотрение заявлений о согласовании изменений условий концессионного соглашения, в случае если концедентом по концессионному соглашению является г. Москва, от имени которого выступает орган государственной власти г. Москвы, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
16. Участие в работе по реализации мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции в городе Москве.
Начальник отдела — Маслакова Анна АлександровнаЗаместитель начальника отдела —Белова Екатерина Олеговна; Мхитаров Кирилл ГеоргиевичЭлектронный адрес: to77@fas.gov.ru
…но споры не разрешает
Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 компетенция антимонопольного органа охватывает контроль за участием хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях (с точки зрения обеспечения конкуренции), но, принимая меры по прекращению нарушения и обеспечению условий конкуренции, антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры.
В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
Данная позиция подтверждается следующим примером из судебной практики.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, заключил с контрагентом договор по перевозке груза, которая, по мнению последнего, была выполнена по завышенным тарифам. По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдал предписания о перерасчете провозной платы за определенный период времени. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций решение антимонопольного органа оставили без изменения. Однако ВАС РФ судебные постановления отменил.
Согласно позиции ВАС РФ спор между хозяйствующими субъектами возник вследствие нарушения перевозчиком договора и подлежит разрешению в судебном порядке. Данный спор затрагивает интересы двух контрагентов, не нарушает публичных интересов, в том числе интересов по защите конкуренции. Следовательно, антимонопольный орган, вынося решения и предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, вышел за пределы компетенции <1>.
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2006 N 1812/06 по делу N А33-2953/2005.
Таким образом, основываясь на данном примере, полагаем, что действия хозяйствующего субъекта, нарушающие антимонопольное законодательство, должны приводить к ущемлению интересов не только конкретного хозяйствующего субъекта — контрагента по сделке, но и неопределенного круга лиц. В частности, антимонопольным органом не доказано, что хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, требовал от других контрагентов оплаты услуг по завышенным тарифам.
Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ
Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков по 223-ФЗ сформирует единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицирует их способы, установит требования к участникам, закрытый список поводов для заключения договора с единственным поставщиком, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.
Внедрение региональных стандартов повысит эффективность расходования денег, уровень конкуренции, а также снизит риски коррупционных фактов.
ВАЖНО!
Типовое положение о закупках может использоваться как инструмент поддержки СМП.
В 2020 году для повышения открытости и прозрачности тендеров, которые проводятся отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников, развития конкуренции ФАС разработан стандарт, который включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности. Он основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений 223-ФЗ. Содержит основные подходы антимонопольной службы к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не является общеобязательным нормативным актом. Вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.
Порядок рассмотрения дел ФАС
В состав ФАС входит главное отделение, территориальные (региональные) подразделения и отраслевые подведомства. По данным на 2018 год, в состав региональных ведомств ФАС входят 84 службы, в которых работает 2315 сотрудников.
Исходя из Постановления правительства №331 о ФАС от 30.06.2004г., данная инстанция обладает такими полномочиями:
- составление правовых актов, необходимых для ведения профессиональной деятельности службы;
- обеспечение контроля соблюдения законов относительно антимонопольной политики по отношению ко всем субъектам государства, и привлечение правонарушителей в разрезе своей деятельности к наказанию;
- исследование и анализ рынков с целью устранения превосходства одного из субъектов предпринимательства;
- составление перечня подрядчиков, которые ведут предпринимательскую деятельность недобросовестно;
- согласование дел между зарубежными инвесторами и отечественными хозяйствами для защиты и безопасности государства.
Антимонопольная служба вправе давать ход делам о правонарушениях определенных лиц по представленным заявлениям предпринимателей, доказательствам правоохранительных структур и по личной инициативе, если в ходе проверки были выявлены нарушения. Для рассмотрения подобных дел ФАС создается специальная комиссия, в которую входят работники территориального подразделения службы в количестве, превышающем три человека. Однако, председателем должен выступать если не руководитель ФАС по месту, то его заместитель.
Обратите внимание
Если процесс подразумевает участие компаний, связанных с предоставлением кредита, 50% численности комиссии необходимо составлять работникам ЦБ РФ.
Дела рассматриваются собранной комиссией в присутствии истца и ответчика, которые излагают требования и законодательные обоснования своих прав, а также факты нарушения этих прав и положенные доказательства. По факту рассмотрения дела комиссия удаляется в отдельную комнату, совещается и путем открытого голосования принимает решения, основываясь на законодательных актах. Решение выносится в зависимости от мнения большинства. При условии, что ответчик признается виновным, ему выносят предписание о том, что он должен устранить выявленные правонарушения.
Обратите внимание
Относительно решения ФАС может быть подана апелляция в суд.
Структура ФАС
Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения. Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя. Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.
В результате получилась структура, девствующая и сейчас.
Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:
- Управление защиты государственной тайны;
- Административное управление – секретариат руководителя;
- Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).
Статс-секретарь руководителя ФАС:
- Управление контроля промышленности;
- Управление общественных связей;
- Управление по борьбе с картелями.
Заместитель руководителя ФАС (№1):
- Управление регулирования связей и информационных технологий;
- Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.
Заместитель руководителя ФАС (№2):
- Управление контроля иностранных инвестиций;
- Управление международного экономического сотрудничества;
- Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.
Заместитель руководителя ФАС (№3):
- Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
- Управление контроля финансовых рынков;
- Управление контроля социальной сферы и торговли.
Заместитель руководителя ФАС (№4):
- Контрольно-финансовое управление;
- Управление государственной службой;
- Управление делами;
- Территориальные органы ФАС России;
- ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
- ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.
Заместитель руководителя ФАС (№5):
- Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
- Управление контроля государственного оборонного заказа;
- Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.
Заместитель руководителя ФАС (№6):
- Юридическое управление в сфере ГОЗ;
- Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
- Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.
Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.
Заместитель руководителя ФАС (№8):
- Правовое управление;
- Управление регионального тарифного регулирования.
Заместитель руководителя ФАС (№9):
- Управление регулирования электроэнергетики;
- Управление регулирования в сфере ЖКХ.
Заместитель руководителя ФАС (№10):
- Управление контроля размещения государственного заказа;
- Управление контроля строительства и природных ресурсов.
В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.
Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Антимонопольный контроль
В ст. 27 нормативного акта, регламентирующего сферу защиты конкуренции, определены случаи реорганизации и создания предприятий с согласия надзорного института. Так, антимонопольный орган должен выдать разрешение, если выполняется одно из следующих условий:
- производится слияние компаний, суммарная стоимость активов которых в соответствии с бухгалтерским балансом на отчетную (последнюю) дату, предшествующую дню направления ходатайства, более 3 млрд р.;
- общая выручка таких фирм (групп лиц) от продажи продукции за календарный год, который предшествовал периоду слияния, больше 6 млрд р.;
- одно из предприятий имеет на рынке конкретного товара долю больше 35%.
Другие сделки
В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:
- Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
- Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
- Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.
Основные полномочия
Итак, в перечень основных полномочий, которыми наделена ФАС и все ее сотрудники, включено:
- Сбор информации. Есть доступ ко многим источникам, что позволяет добыть сведения о заказчиках, контрактах, всех комиссиях, существующих при покупке. В этот перечень также входят данные о конкретных службах и органах.
- Регулярные проверки. Проведение сбора информации о компаниях раз в полгода. Позволяет систематически находить нарушения.
- Начало административного дела. Если были выявлены нарушения, то ФАС имеет право возбудить административное дело с его дальнейшей передачей в суд.
- Оформление предписаний. Если были совершены и найдены правонарушения, то есть все полномочия для выписки организации предписания.
- Прямое участие в судебных разбирательствах.
- Рекомендации. Службой оформляются выписки и предложения, которые призваны устранить законодательные проблемы в сфере антимонопольной деятельности.
Список иных полномочий, которые являются вторичным», гораздо шире. Полный перечень находится в основном нормативном акте по ФАС.
О полномочиях смотрите видео:
Вмешиваться вправе…
Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления обеспечивают государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляют его нарушения, принимают меры по прекращению нарушений. Данные функции осуществляются антимонопольным органом путем выдачи в адрес хозяйствующих субъектов обязательных для исполнения предписаний.
Антимонопольный орган вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами. Об этом гласит п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласно которому требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Если предписание, решение антимонопольного органа затрагивают гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами, лишь по данному основанию указанные процессуальные документы не могут быть признаны недействительными.
Вместе с тем для применения ответственности, предусмотренной антимонопольным законодательством, недостаточно лишь квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве гражданско-правовых. Необходимо, чтобы они несли негативные последствия для конкурентной среды.
Вмешательство антимонопольного органа в гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов имеет определенные пределы, которые четко очерчены судебной практикой.
Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы
Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:
- Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
- Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
- Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
- Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
- Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
- Установление доминирующего положения компании.
- Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
- Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.
***
Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.
Судебная практика ФАС
За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.
Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.
ООО «Доктор Веб»
В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.
В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.
ЗАО «Русская рыбная компания»
В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.
Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.
ОАО «Ленэнерго»
В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.
Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.
Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.
Microsoft
В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.
Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.
Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.
Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.
Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов
Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.
Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.
Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.
Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.