Органы государственной власти российской федерации. обществознание егэ

Содержание:

Основные понятия

Органами государственной власти называют организации (учреждения) власти. Они являются элементами структуры государства, обладают полномочиями в определенных сферах деятельности. Каждый государственный орган предназначен для управления страной на разных уровнях. Эти организации образуют систему органов государственной власти. Согласованность взаимодействия системы власти контролируется Президентом РФ, что указано в ст. 80 (часть 2) Конституции.

Признаки государственных органов, отличающие их от негосударственных

  • наличие властных полномочий;
  • законодательный порядок учреждения органа;
  • определенный набор функций;
  • собственная структура, государственные служащие;
  • наличие материальной базы (финансируется средствами федерального бюджета);
  • осуществление важных государственных задач.

12.2. Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады;обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации.С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента являетсяС.С.Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утвержденаУказом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента – государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Различают технологи­ческую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государст­венной власти определяется степенью ее бюрократической раци­ональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си­туацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в соци­альной цене реформ. Социальная эффективность государствен­ной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида­ниям и интересам управляемых.

Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив­ность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви­тия, не на конструирование его желательных образов в соответ­ствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по­тенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя­ет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит техно­логическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.

В соответствии с этой моделью государственная власть долж­на не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен­ный и в то же время желательный уровень социального разви­тия. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать цен­ностные ориентации и социальные интересы различных групп на­селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании со­циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу­дарственной власти.

Недостаточная эффективность государственной власти в со­временной России обусловлена несколькими факторами:

использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

проведение реформ основе нормативистского, про­граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходя­щего из иллюзии о всесильности  власти;

блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрре­формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе­ниями практической целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Органы исполнительной власти: понятие, классификация и система

Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, его должностных лиц издавать нормативные правовые акты, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальную сферу деятельности, уполномочен выступать от имени государства, осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность в процессе повседневной управленческой деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сфере.

Административная правосубъектность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием, а прекращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативно-правовых актах. Классификация органов исполнительной власти: По характеру компетенции:

  1. общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории;
  2. отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления, т. е. субъекты, принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;
  3. межотраслевой компетенции, решающие вопросы межотраслевого характера, т. е. принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения не подчиненными им органами.

По основаниям образования:

  1. конституционные или уставные органы государственной власти;
  2. создаваемые на основе законов и подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. избираемые населением;
  2. образуемые путем издания правового акта.

По порядку решения вопросов:

  1. коллегиальные органы;
  2. органы, в которых руководителем единолично принимается решение.

По территориальной сфере деятельности:

  1. федерального уровня;
  2. уровня субъектов РФ.

Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти как целостная система управления должен при этом иметь научно обоснованную организационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти.

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Ранее в регионах действовали уставные (конституционные суды), однако они находятся в процессе упразднения (окончательно убудт ликвидированы к 01.01.2023).

Высшая исполнительная власть в Российской Федерации

Осуществляется Правительством Российской Федерации. По определению, оно является высшим исполнительным органом, который возглавляет и регулирует всю систему исполнительной власти на территории страны.

В деятельность и полномочия Правительства РФ входит:

  1. Разработка и демонстрация законодательной власти федерального бюджета и обеспечение норм его исполнения. Предоставление Госдуме отчет об использовании федерального бюджета.
  2. Проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.
  3. Обеспечение принципов проведения в России единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, экологии, соц. обеспечения и медицины.
  4. Управление федеральной собственностью.
  5. Предоставление мер по обеспечению обороны страны, ее безопасности, а также реализации внешней политики.
  6. Принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан в отношении охраны собственности и социального порядка. Понижение уровня преступности.

Таким образом, исполнительная власть делится на Федеральные органы (к примеру, министерства, федеральные службы и агенства) и Региональные (Департамент, комитеты и главное управление).

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Система органов государственной власти субъектов РФ

Организовывается в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Полнота власти этих органов оговаривается в статье 73 Конституции РФ. Их решения являются обязательными для государственных органов, местного самоуправления, должностных лиц и граждан данного субъекта.

На уровне субъектов РФ также происходит разделение органов государственной власти на три ветви:

  1. Законодательные. Их названия могут зависеть от национальных традиций народа. Например, Курултай в Башкортостане, Хасэ в Адыгее.
  2. Исполнительные. К ним относятся: президент республики, губернатор края или области, глава администраций, кабинеты министров и администрации.
  3. Судебные. В их числе конституционные суды и мировые судьи.

Идея разграничения власти на три составляющих служит демократическим принципом существования государства. В нанешнее время наша страна переживает ряд социальных и политических реформ. Это ведет к улучшению условий для реализации личности в обществе. Само общество становится более демократичным. Поэтому среди ученых-политологов существует мнение, что, по мере развития демократии, для России можно предсказать более четкое разделение властей.

Политика

  • Примеры готовых эссе по теме «Политика»
  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:  

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.

Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Литература:

Дилигенский Г.Г.Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международ­ные отношения. 1997. № 7, 8.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

КонституцияРоссийской Федерации. М., 2003

Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Халипов В.Власть. Основы кратологии. М., 1995.

Шестопал Е.Б.Образ власти в России: желания и реальность (политико-пси­хологический анализ) // Полис. 1995. №4.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Эффективностьгосударственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

 Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2006/05/105546.shtml

 Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector