Часто задаваемые вопросы

Содержание:

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Как стать резидентом

Итак, иностранным инвесторам в особой экономической зоне только рады. Чтобы получить заветный статус, иностранной компании нужно будет пройти следующие шаги на пути становления представителем:

  • Сначала соискатель на получение статуса резидента ОЭЗ направляет заявку с папкой документов и бизнес-планом в выбранную им экономическую зону;

  • Наблюдательный Совет представительства рассматривает полученный проект;

  • Будущий инвестор защищает свой инвестиционный проект в Наблюдательном Совете;

  • Копии всех документов с решением Наблюдательного Совета подаются в Экспертный Совет при Министерстве экономического развития РФ.

  • После одобрения кандидата, Министерство экономического развития в течение 3 дней выдаст желаемое свидетельство резидента особой экономической зоны.

Дополнительно компаниям, подавшим документы на статус резидента ОЭЗ, следует обозначить в заявке необходимую информацию, а именно:

  1. наименование дела и отрасли, которой предполагает заниматься претендент на владениях представительства (если вы занимаетесь оптовой или розничной продажей, добычей полезных ископаемых и производством подакцизных товаров (автомобили и мотоциклы можно), вы не сможете стать резидентом особой экономической зоны);

  2. размеры площади территории, нужные для функционирования дела;

  3. информацию об объемах инвестиций, а также указать объем инвестиций за год (у каждой особой экономической зоны свой временной промежуток) со дня заключения соглашения;

  4. на какую мощность рассчитаны устройства заявителя, какие виды ресурсов и в каком объеме, будет потреблять компания заявителя;

  5. указать какое государственное либо муниципальное имущество понадобится для запуска дела.

К поданной заявке нужно будет еще приложить копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и копию учредительных документов. К тому же не забыть приложить, собственно, сам бизнес-план.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах. 

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны. 

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Понятие

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.

Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.

Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин

ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.

Кто такой резидент ОЭЗ?

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами специальное соглашение. С 01.01.2012 заключается соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. До указанной даты заключалось соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Пунктом 1 ст. 10 Закона об ОЭЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) предусмотрено, что резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе вести на территории этой зоны только промышленно-производственную деятельность (производство, переработку и реализацию товаров (продукции)) в пределах, установленных соглашением. С 01.01.2012 резидент обозначенной зоны вправе заниматься также деятельностью по логистике (оказанием услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров). Кроме того, по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ в промышленно-производственной ОЭЗ допускается осуществление технико-внедренческой деятельности.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ на основании п. 2 ст. 9 Закона об ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении (до 01.01.2012 — о ведении) технико-внедренческой деятельности. Резидентом этой зоны также может стать индивидуальный предприниматель. Под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. Ранее данная деятельность была более узкой и включала в себя создание, производство и реализацию научно-технической продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) признается резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Данная запись вносится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <3> (далее — уполномоченный орган) в течение трех дней с момента подписания соответствующего соглашения. После этого резиденту ОЭЗ выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве такового. Кроме того, уполномоченный орган передает сведения о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации (ранее на это отводился один день). В этот же срок сообщение должно быть отправлено в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов (если для резидента ОЭЗ применяются пониженные тарифы страховых взносов) (добавлено).

<3> После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами его функции Указом Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 были переданы Минэкономразвития.

К сведению. Пунктом 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ установлено, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Однако нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществлять какую-либо деятельность за пределами территории ОЭЗ, за исключением запрета на ведение деятельности через филиалы и представительства за пределами такой зоны, в указанном Законе отсутствуют. Поэтому организация — резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории ОЭЗ (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09). С этой целью она может создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством.

Что такое ОЭЗ?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

У нас в России будут создаваться особые экономические зоны двух типов — промышленно-производственные и технико-внедренческие. Первые будут создаваться для производства высокотехнологичной продукции, а вторые — для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя будет размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

  1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
  2. переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
  3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы «жизнедеятельности» ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Контролеры

Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.

Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector