Структура власти в рф схема 2021
Содержание:
Зачем нужно разделение властей?
Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.
Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их — ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.
Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений — объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.
Органы местного самоуправления как субъекты административного права
Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.
Исключительная компетенция представительных органов:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.
Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.
Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):
- не входят в систему органов государственной власти;
- могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
- основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
- могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
- принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
- наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
- общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
- решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).
Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).
показать содержание
Исполнительная власть
Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
- Министерства.
- Комитеты.
- Департамент.
- Главное управление.
- Федеральные агентства и службы.
Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации
Признаки исполнительной власти
- Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
- Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
- Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
- Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
- Непрерывность действий и распорядительный характер.
- Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
- Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
- Административный контроль над деятельностью граждан.
- Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
- Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.
Политическая сфера жизни общества
Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству. Они были убеждены, чтобы управлять государством — нужны ораторские способности (умение красиво говорить), талант к военному делу, мудрость для свершения справедливого суда.
Сегодня политическая сфера общества — это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.
В политическую сферу жизни общества входят:
- Государство;
- Президент, высшие органы государственной власти;
- Политические организации;
- Политические партии;
- Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
- Политические идеи.
Функции политической сферы общества:
- Защита государственной власти;
- Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
- Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
- Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
- Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
- Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
- Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.
Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей: Александра II, Александра III, Николая II. Истории известны покушения и на зарубежных политических лидеров, глав государств.
Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.
Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.
Высшая исполнительная власть в Российской Федерации
Осуществляется Правительством Российской Федерации. По определению, оно является высшим исполнительным органом, который возглавляет и регулирует всю систему исполнительной власти на территории страны.
В деятельность и полномочия Правительства РФ входит:
- Разработка и демонстрация законодательной власти федерального бюджета и обеспечение норм его исполнения. Предоставление Госдуме отчет об использовании федерального бюджета.
- Проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.
- Обеспечение принципов проведения в России единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, экологии, соц. обеспечения и медицины.
- Управление федеральной собственностью.
- Предоставление мер по обеспечению обороны страны, ее безопасности, а также реализации внешней политики.
- Принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан в отношении охраны собственности и социального порядка. Понижение уровня преступности.
Таким образом, исполнительная власть делится на Федеральные органы (к примеру, министерства, федеральные службы и агенства) и Региональные (Департамент, комитеты и главное управление).
ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ.
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.
Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:
• Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;
• законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.
Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.
Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.
Судебная система РФ состоит из трех ветвей:
• Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;
• суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;
• арбитражные суды.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Практически все россияне сталкивались с таким государственным учреждением, как Пенсионный фонд. Большинству граждан данный государственный орган известен как ответственная организация за выплату пенсий. Но на самом деле функции ПФР заключаются не только в этом. Сфера деятельности Пенсионного фонда намного шире, чем просто формирование и дальнейшая выплата пенсий.
- Понятие
- Особенности функционирования
- Структура ПФР
Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.
Основное назначение данного государственного органа – обеспечение граждан страхованием, дающим им гарантии и право на пенсионную поддержку при наступлении страхового случая.
Помимо основной функции, за ПФР закреплены также и другие, не менее важные. К ним относятся:
- ПФР формирует бюджет фонда за счет внебюджетных средств, которые отчисляются каждым работодателем в виде страховых взносов за работающих у него граждан. Помимо работодателей такие отчисления могут осуществлять сами граждане, а также иные зарубежные граждане и даже лица без гражданства. ПФР осуществляет управление всеми средствами, перечисляемыми ему, а также теми, которые подлежат обязательной выплате гражданам.
- Кроме этого, ПФР осуществляет весь учет страховых взносов, которые поступают в порядке обязательного страхования.
- Также ПФР производит расчет, назначение и начисление всех видов пенсионного обеспечения.
- Помимо основных выплат, ПФР рассчитывает дополнительные социальные выплаты некоторым категориям граждан, имеющим привилегии на их получение.
- ПФР ведет учет всех участников системы, выдавая им персонифицированный номер счета, на котором хранится вся необходимая информация.
- Пенсионный фонд контролирует отчисления работодателей и ведет взаимодействие с ними по поводу своевременной оплаты страховых взносов.
- На ПФР возложена обязанность по выдаче средств материнского капитала, а также дальнейшее их направление на целевые нужды согласно законодательству.
- ПФР обязан регулировать поступления и расходование средств из его бюджета. В случае образования дефицита средств он должен своевременно информировать об этом правительство в целях полноценного исполнения обязательств и сохранения устойчивого состояния пенсионной системы.
- ПФР принимал участие в софинансировании вкладов граждан, которые пошли на накопительную часть обеспечения. Согласно этой программе, граждане, вложившие от 2 до 12 тысяч рублей, должны получить удвоенную сумму при наступлении страхового случая. Однако на данный момент эта программа заморожена до 2021 года.
Это основные функции, возложенные государством на текущий год в 2019 году. ПФР является важным государственным органом, который осуществляет накопление взносов граждан и за счет этого обеспечивает своевременное пенсионное обеспечение нетрудоспособным гражданам.
Зачатки идеи
Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.
Разделение властей в России
Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.
Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.
Теоретическая разработка
Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо
Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, — это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным
Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.
Судебная власть
Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:
- Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
- Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).
Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:
- суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).
Ранее в регионах действовали уставные (конституционные суды), однако они находятся в процессе упразднения (окончательно убудт ликвидированы к 01.01.2023).
Президент РФ — роль главы государства
Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.
Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:
- подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт;
- публикация указов и специальных распоряжений;
- предоставление политического убежища и российского гражданства;
- реализация помилования и назначение наград;
- представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей;
- верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.
Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:
- главу исполнительной власти и его заместителя;
- министров федерального уровня.
Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.
Функции и полномочия Президента РФ
В числе значимых функций, которые призван в силу закона выполнять Президент РФ — назначение выборов в нижнюю палату Федерального Собрания (по причине истечения полномочий депутатов или в силу роспуска Госдумы).
Другая важнейшая функция главы государства — подписывание федеральных законов. Ни один из актов соответствующего типа не вступит в силу, если глава государства не подпишет его. При этом Президент имеет право вето касательно федеральных законов.
Глава государства в России — один из ключевых субъектов бюджетного процесса. И это при несомненно высокой роли экономических структур в Правительстве. Президент РФ на практике может осуществлять соответствующий тип полномочий посредством издания бюджетных посланий в адрес компетентных органов власти.
Полномочия главы государства в России реализуются посредством учреждения ряда вспомогательных политических институтов. Таких как, например, Представительство Президента в Госдуме и Совете Федерации. Посредством данных структур деятельность органов государственной власти на уровне законотворческого процесса и работа главы российского государства могут осуществляться в рамках единых приоритетов в управлении страной.
Рассмотрим, в свою очередь, аспект, отражающий взаимодействие Президента и тех структур, которые традиционно принято относить к исполнительным. Как мы уже отметили выше, многие эксперты считают, что глава российского государства — субъект исполнительной ветви власти. Данный тезис аналитики считают возможным формулировать, исходя из следующих полномочий, которыми наделен Президент РФ:
- Премьер-министр РФ, который возглавляет Правительство, назначается именно главой государства (однако при согласии Госдумы);
- заместители Председателя Правительства, а также министры тоже назначаются Президентом (однако по предложению Премьер-министра);
- Председатель Правительства обязан в течение недели после своего назначения представить именно главе государства предложение, отражающее структуру министерств;
- Президент РФ вправе принимать решение, согласно которому Правительство может быть отправлено в отставку;
- Глава государства вправе участвовать в заседаниях Правительства на правах председателя.
Также некоторые эксперты обращают внимание на формулировки в 115-й статье Конституции РФ. Там, в частности, сказано, что Президент РФ может отменять правовые акты, издаваемые Правительством, если они противоречат основному закону страны, федеральным источникам, а также указам главы государства
Другой аспект влияния Президента РФ на структуры исполнительной власти прослеживается в вопросах обороны. Согласно Конституции РФ, глава государства также наделен полномочиями Главнокомандующего армии. То есть посредством указов Президент РФ может принимать решения в рамках компетенций, свойственных для Минобороны и иных органов, деятельность которых релевантна соответствующей группе вопросов.
То, как Президент РФ взаимодействует с законодательным и исполнительными органами, мы рассмотрели. Теперь же затронем аспект, касающийся соотношения полномочий главы российского государства и судебных структур. В отношении них Президент РФ вправе:
- предоставлять Совету Федерации кандидатуры судей в КС РФ;
- назначать судей ряда федеральных судебных структур, а также учреждений общей юрисдикции, арбитражей, военных инстанций (по представлению Председателя Верховного Суда;
- издавать указы, в соответствии с которыми осуществляется материально-техническое обеспечение учреждений в рамках соответствующей ветви власти;
- принимать решения о помиловании.
Таким образом, мы видим, что Президент РФ — субъект государственной власти, деятельности которого свойственна исключительно широкая группа полномочий.
Понятие и виды органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.
Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).
Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.
Органы исполнительной власти:
- самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
- обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
- их деятельность носит подзаконный характер;
- находятся на бюджетном финансировании.
Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:
1. В зависимости от государственного устройства:
- федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
- органы исполнительной власти субъектов Федерации.
2. По организационно-правовым формам:
- правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
- комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).
3. По характеру компетенции выделяют:
- органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
- органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
- органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.
4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:
- единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
- коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.
Литература:
Дилигенский Г.Г.Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7, 8.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
КонституцияРоссийской Федерации. М., 2003
Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
Халипов В.Власть. Основы кратологии. М., 1995.
Шестопал Е.Б.Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Полис. 1995. №4.
Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.
Эффективностьгосударственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.
Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2006/05/105546.shtml
Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml