Статья 39.3. случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Содержание:

Образец заявления на выделение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство

Правоотношения гражданина и собственника земель подкрепляются договором аренды участка. Заявление подается в простой письменной форме по стандарту Росимущества. Форма документа имеет следующую структуру:

  • общая часть. Содержит установочную информацию: название органа, владеющего землею; данные заявителя (Ф.И.О, адрес регистрации для гражданина или регистрационные сведения юридического лица); контактные данные заявителя;
  • основная часть. Характеризует цель обращения, регистрационные данные арендуемого участки (кадастровый номер, адрес расположения), правовые основания арендования земли, наличие льгот;
  • дополнительная часть. Содержит конкретизирующую информацию об участке: размер надела, географические особенности, техническую информацию, разрешенное применение, категорию земель, юридические ограничения использования.

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

Ограничения по использованию государственных и муниципальных земельных участков

Являясь природным ресурсом, земельный надел может иметь ограничения в использовании. Эти условия отражает ст. 59 ЗК РФ. Оборот наделов ограничивается в следующих случаях:

  • участок находится на санитарно-защитной территории;
  • присутствуют охраняемые законом архитектурные/исторические памятники, культурные объекты, природные образования, обитают редкие представители флоры/фауны;
  • плодородный почвенный слой земли истощен/разрушен и нуждается в рекультивационных мероприятиях;
  • земля попадает в миграционные пути диких и редких животных;
  • на конкретном участке существуют особые требования к характеру и срокам застройки, эксплуатации объектов.

Полностью порядок оформления и предоставления земель под индивидуальное строительство детализируется законодательством субъектов федерации. Для уточнения условий получения надела следует обращаться в муниципалитеты по месту прописки претендента.

Подробнее о предоставление земельных участков смотрите в видео:

Поделитесь записью

Обсуждение: 4 комментария

  1. Иван says: 08.07.2017 в 21:05

    Насколько я понял, если читать между строк, то получить земельный участок под застройку не так просто. Если ты не относишься к льготчикам, придется запастись терпением и потратить немало нервных клеток. И все это на права , гарантированные гражданам родным государством.a

    Ответить

  2. Анна says:

    10.08.2017 в 14:17

    Не все, кто попадает под льготы, знают, что могут обратиться в соответствующие органы и получить земельный участок. А ведь для многодетных семей это первоочередной вопрос, так как каждому малышу хочется свою комнату.

    Ответить

  3. Дарья says:

    11.12.2017 в 04:27

    Не знаю как у вас, а у нас бесхозной земли — гектары, и в деревнях люди жить не хотят, оставляют свои дома с землями, можно купить за копейки и оформить на себя, а хоть и так заезжай да живи.

    Ответить

  4. Баринова Елизавета Никитична says:

    20.03.2018 в 11:20

    Нет смысла. Зачем вам голый «кусок» земли без дороги, газа и света? Проще в деревне несколько подальше от города за бесценок купить дом. Сейчас такие предложения есть. Причем даже знаю факты, когда отдают бесплатно землю с домиком, но никто не берёт!

    Ответить

Комментарии к статье 39.3 ЗК РФ, судебная практика применения

В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) определены следующие правовые позиции:

Право на выкуп земельного участка для сельхозпроизводства при аренде участка более трех лет

При решении вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет, для исчисления трехлетнего срока аренды, предусмотренного названной нормой, может быть учтен не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором. См. подробнее п. 4 Обзора.

Исчисление трехлетнего срока аренды земельного участка для сельхозпроизводства в случае продажи участка его арендатору без торгов

Трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка. См. подробнее п. 5 Обзора.

Определение площади земельного участка из земель сельхозназначения, который может быть выкуплен арендатором

Площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования объекта недвижимости, правомерно размещенного на таком участке. См. подробнее п. 6 Обзора.

Арендатор, переоформивший право бессрочного пользования земельным участком сельхозназначения имеет право на его выкуп независимо от срока использования

Арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения (предназначенным для ведения сельскохозяйственного производства), вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. См. подробнее п. 7 Обзора.

Выкуп арендуемого земельного участка для сельхозпроизводства в составе земель населенных пунктов после изменения его вида разрешенного использования

Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, не может быть выкуплен на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки. См. подробнее п. 8 Обзора.

Условия для предоставления земельного участка сельхозназначения, сформированного в счет невостребованных земельных долей, в собственность или аренду без проведения торгов

Наличие условий для предоставления земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, на которые признано право муниципальной собственности, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами. См. подробнее п. 9 Обзора.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Русская Православная Церковь

В марте 2015 года в Московскую Патриархию поступила информация об отказах муниципальных органов в передаче без проведения торгов в безвозмездное пользование религиозных организаций земельных участков под строительство храмов. При этом в ряде епархий выявились случаи принуждения религиозных организаций к участию в торгах. В обоснование своей позиции муниципалитеты ссылались на п. 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), который не рассчитан на случаи предоставления в безвозмездное пользование религиозных организаций без проведения торгов незастроенных земельных участков. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращение в адрес Министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева. В ответ поступило разъяснение Миэкономразвития России от 03.07.2015 № ОД-10/26976, суть которого сводится к следующему.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Понятие «размещение» включает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства (пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование религиозной организации в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса РФ возможно, в том числе, в целях строительства зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса РФ.

Документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 — в том числе имеются в виду документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение (если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав), кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, — необходимы в случае предоставления земельного участка для эксплуатации существующего объекта, строительство которого не завершено.

В случае строительства объекта недвижимого имущества (здания, сооружения) указанные документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня, не требуются.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению). При наличии сформированного земельного участка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации

(Информация Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»).

Комментарий к Ст. 39 СК РФ

1. Общей по отношению к комментируемой статье является норма п.

2 ст. 254 ГК РФ, где указывается, что при разделе общего имущества и выделе из него долей доли супругов признаются равными. Вместе с тем в этой же норме содержится положение о том, что данное правило может быть изменено федеральным законом или соглашением участников совместной собственности. Настоящая статья конкретизирует названное правило применительно к совместной собственности супругов, уточняя случаи отступления от общего правила.

Во-первых, анализируя п. 1 данной статьи и другие положения Кодекса, можно сделать вывод о том, что соглашением, изменяющим принцип равенства долей супругов при определении долей в общем имуществе, может быть брачный договор, или договор об определении долей в общем имуществе, или договор о разделе общего имущества супругов.

Во-вторых, в п. 2 комментируемой статьи содержится исключение из общего правила, дающее возможность суду отступить от принципа равенства долей. При этом закон указывает на необходимость учета интересов несовершеннолетних детей.

Речь идет, безусловно, об увеличении доли того супруга, с которым остаются такие дети. Возможно увеличение доли супруга, который является нетрудоспособным вследствие болезни, возраста «или по иным независящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности» (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15).

Кроме того, возможно увеличение доли одного из супругов, если второй по неуважительным причинам уклонялся от трудовой деятельности либо расходовал общее имущество вопреки интересам семьи. На практике при разделе общего имущества суды учитывают профессиональные интересы супругов (например, музыкальный инструмент передается музыканту). Могут учитываться и иные интересы (например, коллекционирование). Принимая решение об отступлении от принципа равенства долей или о приоритете одного из супругов по передаче конкретного имущества, суд в своем решении обязан привести соответствующие мотивы.

2. Раздел общего имущества супругов (бывших супругов) не освобождает бывших участников совместной собственности от соответствующих обязательств перед кредиторами.

При разделе имущества по договору наряду с вещами, переходящими в собственность сторон, следует указывать и имущественные обязательства перед третьими лицами, которые будет исполнять каждая из сторон.

В случае раздела имущества в судебном порядке суд в решении указывает на обязанность бывших участников совместной собственности произвести выплату долгов.

В этом случае долги распределяются пропорционально присужденным долям.

3. При разделе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства доли членов такого хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не предусмотрено иное (ст. 258 ГК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector