Статья 39.5. случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Содержание:

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Общие положения

Законодатель устанавливает, что основания, указанные в статье ЗК РФ, имеют объективный характер. Как правило, отказ связан с тем, что земельные наделы ограничены в обороте или с исключительными правами на них третьих лиц на их покупку. Кроме того, с намерением использовать земельный надел для государственных или местных нужд. Это основание подтверждается пакетом бумаг:

  • документом, отражающим территориальное планирование;
  • инвестиционными программами;
  • документом по планировке территории.

Кроме того, обратимся к положению N171-ФЗ, к статье 34, п.1. В ней указано, что участок, чьим собственником выступает государство, по принятому решению о месте размещения надела (до 01.03.2015) не может быть предоставлен без проведения торгов.

Дополнительно, решение о предоставлении земельного участка без торгов может быть принято на региональном уровне, в соответствии с законами, принимаемыми на определенной территории. До 1 января 2020 года региональные власти могут отказать в предоставлении земли без осуществления торгов. Основаниями служат акты, принятые ими до 1 января 2016 года.

Сроки рассмотрения

Если гражданин подал заявление на аренду участка, то администрация объявляет о предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца другие желающие не нашлись, то положительное решение выносят в пользу заявителя. Договор аренды оформляют в течение 2 недель.

Срок решения по продаже зависит от наличия у заявителя кадастрового документа на участок, если его нет, то администрация запрашивает его в соответствующих органах. Тогда срок отсчитывается с момента получения кадастрового паспорта и составляет 2 недели.

Срок принятия решения по заявлению на безвозмездное предоставление земельного участка льготникам может быть до 30 дней и менее со дня подачи заявки.

Комментарий к статье 39.27 ЗК РФ

Общие правила о перераспределении земельных участков установлены ст. 11.7 ЗК РФ, согласно которой при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В целом основным условием перераспределения, помимо необходимости соблюдения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, является отсутствие прав на земельные участки, перераспределение которых осуществляется у каких-либо лиц (за исключением сервитута), а в случае если такие права имеются, то земельные участки должны быть предоставлены одному лицу и перераспределение может быть осуществлено только с согласия этого лица.

Подобные ограничения в первую очередь направлены на необходимость решения вопросов, связанных с реализацией задач органов государственной власти и органов местного самоуправления, таким образом, чтобы это не нарушало прав третьих лиц, в том числе правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. И до дополнения ЗК РФ положениями об условиях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельными авторами предпринимались попытки определить такие условия.

________________
См., напр.: Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // Юрист. 2013. N 18; Косихин Д. У себя забрал, себе добавил // ЭЖ-Юрист. 2011. N 39.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не только путем принятия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, но и соглашением, заключенным между такими органами. Это положение не противоречит п.13 ст. 11.10 ЗК РФ, допускающим возможность предусмотреть в ЗК РФ подобные исключения.

Иной подход не обеспечил бы возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку было бы не ясно, в чьей именно компетенции находится принятие такого решения в случае, если бы, например, один земельный участок, перераспределение которого осуществляется, принадлежал на праве собственности муниципальному образованию, а другой — субъекту РФ.

Представляется, что такой инструмент, как перераспределение земель и (или) земельных участков, осуществляемое органами государственной власти и органами местного самоуправления, является механизмом, существенно упрощающим реализацию различных государственных задач и вопросов местного значения, выполнение и решение которых требует подбора и образования земельных участков с определенной конфигурацией и местоположением.

К таким случаям, в частности, можно отнести размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, размещение которых в отдельных ситуациях требует изменения местоположения границ земельных участков исходя из особенностей архитектурно-строительного проектирования и строительства таких объектов.

5. Порядок оформления нового договора аренды без проведения торгов

Чтобы продлить аренду посредством заключения нового договора аренды земельного участка без торгов, Вы как арендатор должны проделать следующее:

За 3 месяца до окончания срока действия договора необходимо обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, с которым был заключен договор аренды ранее, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов.

Заявление может быть Вами подано посредством личного обращения в орган государственной власти или муниципалитет; посредством почтового отправления; через МФЦ; либо в форме электронного документа путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте соответствующего органа государственной власти или администрации в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет Единого портала Госуслуг (http://www.gosuslugi.ru).

К заявлению необходимо приложить копию действующего договора аренды.

Также в заявлении обязательно укажите на Ваше намерение продлить договор аренды и основания предоставления земельного участка без проведения торгов «Подпункт пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ».

При обращении в уполномоченные органы с заявлением о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов необходимо руководствоваться Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

  • В срок не более 30 дней со дня поступления Вашего заявления о предоставлении земельного участка в аренду без торгов уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен:
    • либо подготовить проект договора аренды земельного участка в 3-х экземплярах, подписать и направить Вам для подписания;
    • либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных . В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Вы должны в 30-дневный срок со дня получения подписать направленный Вам проект договора и представить его в муниципалитет.

Договор аренды земельного участка, заключенный сроком на 1 год и более, подлежит обязательной государственной регистрации. Поэтому после заключения договора аренды одной из сторон договора необходимо обратиться в Ростреестр с заявлением о государственной регистрации договора, с приложением такого договора аренды (не менее чем в 2-х экземплярах).

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды земельного участка составит 2000 рублей в случае обращения физического лица, 22000 рублей – в случае обращения юридического лица. Органы государственной власти и местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

После проведения государственной регистрации заявитель получит экземпляр договора аренды земельного участка с отметкой о проведенной регистрации – специальной регистрационной надписью.

Остались вопросы? Можете обратиться за помощью к специалисту, для этого воспользуйтесь нашим сервисом.

Вам также может быть интересно:


«
Как оформить право собственности на земельный участок в садоводческом некоммерческом товариществе?»

Категории земель, на которых нельзя ничего возводить

Земли, не предусматривающие строительство, преимущественно выделяются из группы земель с/х-предназначения.

К ним также принадлежат особо охраняемые территории и зоны, относящиеся к водному и лесному фондам.

Эти земли используются по их прямому назначению, что отображено в самом их названии. Выделяемые земли не допускают капитальное строительство и могут выделяться для таких целей:

  • садоводство;
  • огородничество;
  • озеленение;
  • организация пляжей, парков, зон отдыха, детских площадок;
  • ведение ЛПХ;
  • раскопки с целью добычи ценных ресурсов;
  • сооружение полигонов;
  • организация мест для открытого складирования каких-либо материалов.

Без торгов

Собственник вправе отдать в распоряжение свои земли без проведения торгов. Владелец земли – государство, муниципалитет могут отдать земельные наделы в эксплуатацию без торгов в случаях:

  1. Вновь образованные земельные наделы, в отношении которых следует провести межевание, утвердить его проект.
  2. Наделы, в отношении которых направлена бумага о согласовании предоставления и уточнения границ.
  3. Земельные наделы, в отношении которых было издано постановление о разрешении их передаче в аренду.
  4. Земельные наделы, поставленные на кадастровый номер.

Собственник может отказать в передаче земли заинтересованному человеку или организации. Основания отказа четко прописаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Они должны быть обоснованными. В частности:

  • с заявлением на участок обратился субъект, который не имеет права на получение надела без проведения аукциона;
  • заявление подано в отношении земельного надела, являющегося предметом договора;
  • земля передается для применения организацией, не относящейся к коммерческой деятельности под огородничество, ИЖС;
  • на земле стоят постройки, которые обременены правами третьих лиц;
  • заявка подана в отношении земли, исключенной из оборота.

Кроме того, не могут быть отданы:

  • резервные земли;
  • аукционные: относительно них уже существует заявка о том, что они будут переданы исключительно на торгах;
  • назначение земли не соответствует ВРИ, изложенному в заявке;
  • земли, превышающие допустимый размер;
  • наделы, принимающие участие в застройке площадей НП и т.д.

Это законные основания отказа в предоставлении земельного участка без торгов. Если граждане, ЮЛ не согласны с решением уполномоченных органов, они могут обжаловать его в судебном порядке. В этой ситуации обязанность доказывания незаконных действий или бездействий муниципалитета лежит на истце.

Пример

Пример отказа (случай из практики):

Гражданин Иванов подал заявку на получение надела в аренду. Но через определенное время получил отказ. Причиной отказа, как выяснилось, стало то, что целевое назначение земельного участка – угодье с\х назначения не соответствует тому, что хотел сделать на земле Иванов. Он планировал построить на земельном участке дачу. 

Получив отказ, Иванов не успокоился. Он обратился в суд. Написал исковое заявление. Но суд признал действия местной администрации законными. Так как целевое назначение земельного надела не соответствовало тем задачам, которые ставил перед собой истец, в удовлетворении его заявления было отказано.

Выводы:

  1. Для того чтобы передать участки земли в эксплуатацию без торгов, собственник – государство или муниципалитет, обязаны соблюдать основания передачи по ЗК РФ.
  2. Если причины передачи отсутствуют, то земля передается только через торги.
  3. При наличии обстоятельств, не позволяющих передать землю, последует отказ. Причины указаны в ЗК РФ.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней. Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии. Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Справка: Документ с отказом выдаётся только в руки заявителю под роспись, при предъявлении паспорта.

Комментарий к Статье 39.27 Земельного кодекса РФ

Общие правила о перераспределении земельных участков установлены ст. 11.7 ЗК РФ, согласно которой при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В целом основным условием перераспределения, помимо необходимости соблюдения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, является отсутствие прав на земельные участки, перераспределение которых осуществляется у каких-либо лиц (за исключением сервитута), а в случае если такие права имеются, то земельные участки должны быть предоставлены одному лицу и перераспределение может быть осуществлено только с согласия этого лица.

Подобные ограничения в первую очередь направлены на необходимость решения вопросов, связанных с реализацией задач органов государственной власти и органов местного самоуправления, таким образом, чтобы это не нарушало прав третьих лиц, в том числе правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. И до дополнения ЗК РФ положениями об условиях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельными авторами предпринимались попытки определить такие условия <1>.
———————————
<1> См., напр.: Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // Юрист. 2013. N 18; Косихин Д. У себя забрал, себе добавил // ЭЖ-Юрист. 2011. N 39.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не только путем принятия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, но и соглашением, заключенным между такими органами. Это положение не противоречит п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, допускающим возможность предусмотреть в ЗК РФ подобные исключения.

Иной подход не обеспечил бы возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку было бы не ясно, в чьей именно компетенции находится принятие такого решения в случае, если бы, например, один земельный участок, перераспределение которого осуществляется, принадлежал на праве собственности муниципальному образованию, а другой — субъекту РФ.

Представляется, что такой инструмент, как перераспределение земель и (или) земельных участков, осуществляемое органами государственной власти и органами местного самоуправления, является механизмом, существенно упрощающим реализацию различных государственных задач и вопросов местного значения, выполнение и решение которых требует подбора и образования земельных участков с определенной конфигурацией и местоположением.

К таким случаям, в частности, можно отнести размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, размещение которых в отдельных ситуациях требует изменения местоположения границ земельных участков исходя из особенностей архитектурно-строительного проектирования и строительства таких объектов.

В.А. Майборода отмечает, что весьма интересным является отсутствие в рассматриваемом институте норм о принадлежности перераспределяемых земель к одной категории. То есть закон в данной части не исключает, например, перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации с землями специального назначения из собственности муниципального образования <1>.
———————————
<1> Майборода В.А. Институт перераспределения земель публичной собственности в земельном праве // Российская юстиция. 2015. N 1. С. 9 — 12.

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Всего статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено 25 оснований для отказа в выдаче государственного или муниципального земельного надела.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Основания подпунктов 8-10 рассматриваемой статьи касаются условий договора об освоении и развитии застроенной территории.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

В такой ситуации собственники зданий и сооружений владеют исключительным правом приобретать земельные участки под соответствующими объектами недвижимости.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь

Конкретные основания: почему отказывают

Рассмотрим несколько оснований:

  1. Заявление подает лицо, которое не обладает правом на приобретение земли без участия в торгах.
  2. Заявление подает лицо на участок, который предназначен для нужд оборонной промышленности, безопасности российского государства.
  3. На территории, в отношении которой было подано заявление, находятся объекты, принадлежащие государству или местным властям и отнесенные к незавершенному строительству.
  4. Участок изъят из оборота.
  5. ВРИ не соответствует будущим целям использования земли.
  6. Земля требует уточнения границ и т.д.

Если гражданину или организации поступил отказ, необходимо уточнить правомерность решения уполномоченных органов. Для этого необходимо изучить все основания отказа и проанализировать, подходят ли они под частный случай.

Необоснованные отказы

Не секрет, что не в каждом случае местная администрация работает идеально. Судебная практика по рассматриваемым вопросам собрала причины отказов, которые изначально необоснованны:

  1. Заявленный участок земли располагается в красных линиях. Это понятие означает границы земель общего пользования, а также границы земель с линиями ЛЭП, связи, автодорогами, трубопроводами, железнодорожными путями.
  2. Нахождение земельного участка в пределах границ, относящихся к природному комплексу.
  3. Расположение надела в границах земель, которые в дальнейшем станут особо охраняемыми зонами.

Отказ в выкупе земли и предоставлении его в собственность

Если претендентам отказывают на торгах, это вполне законно. По правилам проведения аукциона, в нем должны принять участие хотя бы два претендента. Выиграет тот, кто сможет предложить за участок максимальную сумму. Поэтому, если остальные претенденты не смогли выиграть, то им отказывают в выкупе земельного участка. Расходы, которые они понесли в результате проведения торгов, возвращаются обратно, на их банковский счет. Делается это за несколько дней.

Владельцы недвижимого имущества (юридические лица или граждане) могут рассчитывать на выкуп земельного надела у местной администрации, если их недвижимость стоит на нем. Это право дано ЗК РФ, а также N178-ФЗ от 2001 года. Собственники недвижимости имеют преимущества перед арендатором.

Земельные угодья выступают ценностью для представителей власти. Сотрудники местной администрации не всегда охотно расстаются с землей. Поэтому могут создавать искусственные помехи в выкупе. Вместе с тем, ЗК РФ в статье 39.16 содержит причины отказа в выкупе, список носит исчерпывающий характер. Если муниципалитеты, несмотря на это, решили обойти закон и действовать по- своему, в целях защиты своего права предприниматель и любое заинтересованное лицо может обратиться в суд.

В обязанности суда входит всестороннее рассмотрение спорного вопроса. Если судебная инстанция отказывает, то с большой вероятностью, действия местной администрации носили законный характер. Например, не удовлетворение иска происходит по причинам:

  • участок, который требуется, уже предоставлен другому лицу на режиме бессрочного пользования;
  • земельный надел выставлен на торги;
  • обозначенный в исковом заявлении участок земли является зарезервированной территорией, предназначенной для нужд государства и муниципальных органов;
  • земельный участок – предмет спорного правоотношения, изъят из оборота.

Преимущественный выкуп

При обращении в суд имеет значение категория граждан, которые стали истцами и оспаривают решение местной администрации. В частности, в процессе суд может принять сторону заявителя, если он:

  • долго арендовал участок земли;
  • участок арендовался многодетной семьей;
  • истец относится к льготной категории граждан;
  • заявитель – наследник земельного надела или имеет право на предоставление его части.

Если суд принял сторону истца, то последнему необходимо заключить несколько соглашений для официального оформления земельного надела в собственность. Это сам договор купли-продажи с заверением нотариальной формы, уплата аванса за покупку земли (составление об этом соглашения), а также оформление государственного акта.

Чем я могу помочь:

Внести ясность:

  1. Перевести ответ администрации с “чиновного” языка на русский;

Приведу пример:

2. Решить, имеет ли смысл выполнять требования администрации, если они предъявляют какие-то требования. Если да, то как выполнять, чтобы от этого был толк.

3. Решить, имеет ли смысл обжаловать отказ в суде. Часто основания для обжалования находятся. В частности, отсутствие проекта межевания может быть законной причиной отказа лишь в редких случаях.

4. Сформировать пошаговый план дальнейших действий.

5. Если отказ обоснован и сделать ничего нельзя — сказать вам об этом, чтобы вы не тратили ресурсы на бессмысленные суды и хождения по кабинетам.

Помочь делом:

  1. Разработать позицию для суда, написать исковое заявление и помочь подобрать доказательства, чтобы через суд заставить администрацию оформить землю .

2. Провести судебный спор максимально эффективно.


Заседание суда первой инстанции

3. Если вы из другого региона и не можете найти земельного юриста поближе, я могу помочь вашему специалисту с ведением дела (разработать позицию, составить документы, консультировать по ходу дела).

Результат

: в лучшем случае — оформленные права на землю. В худшем — ясность и сэкономленные деньги.

Цены на мои услуги:

  • консультация по электронной почте со ссылками на закон и судебную практику – от 10000 руб. (подробнее здесь)
  • устная личная или телефонная консультация – 1500 руб./до 1 часа (подробнее здесь)
  • подготовка иска, отзыва или другого документа в суд по земельному спору – от 12 000 руб. (подробнее здесь)
  • представительство в суде по земельному спору от 9000 руб. / 1 судебный день (подробнее здесь)

Я нахожусь в Челябинске, но работаю с клиентами по всей России через интернет.

Что нужно, чтобы пользоваться землей безвозмездно?

Для того чтобы использовать земли на безвозмездной основе, нужно чтобы она была в пользовании и владении гражданина некоторое время. Как только пройдет установленный срок, как правило, это не менее 5 и не более 20 лет, гражданин должен подготовить пакет документов и явиться в местную администрацию.

Так как за всё время пользования гражданина земельным наделом администрация или Федеральный орган власти не проявляли заинтересованность данным земельным участком, то следовательно, гражданин может оформить его в собственность. Правда, он должен будет предоставить небольшую сумму денежных средств, которая равна примерно ¼ от рыночной стоимости данного земельного надела.

К сожалению, многие льготники, которые проживают на территории Российской Федерации, не имеют представления о том, как получить земельный надел от государства бесплатно. Если вы тоже относитесь к льготникам, то в таком случае вам необходимо подробнее ознакомиться с материалом данной статьи для того, чтобы заявить государству о своих правах.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли


Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам. Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Внимание: Определённая часть земель в Субъектах РФ должна отводиться под предпринимательство и предоставляться только лицам, участвующим в программе поддержки малого и среднего бизнеса согласно Закону № 209-ФЗ от 24.07.07 г

Форма отказа

Местные или региональные органы власти по заявлению от гражданина принимают решение в течение 30 дней. После этого они выносят один из двух вариантов решений: отказ или одобрение. Причины отказа могут разными: от серьезных, не требующих оспаривания, до мелких недочетов в документах. Если имеет место второй вариант, заявление возвращается до устранения недостатков.

Чтобы отказ не был вынесен из-за проблем в документах, законодатель установил в статье 39.17, п. 1 реквизиты верно заполненного заявления:

  1. Данные о заявителе: фамилия, имя, отчество.
  2. Паспортная информация.
  3. Кадастровый № земли.
  4. Основания, по которым земля может быть отдана без проведения аукциона.
  5. Цель получения земли.
  6. Если имело место согласование при заключении арендного договора, № согласования.
  7. Телефон заявителя.

Отказ от муниципальных органов составляется письменно. Решение должно быть мотивированным, в частности, по статье 39.17, п. 5 ЗК РФ, в нем можно отразить причины, которые перечислены в статье 36.19 ЗК РФ.

Причины для отвода в предварительном согласовании


Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования. В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector