Разграничение государственной собственности на землю
Содержание:
Порядок разграничения госземли
Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).
Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.
- До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
- Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
- С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».
Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.
На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.
Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.
Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.
В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.
Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:
- расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
- передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
- другие случаи, прямо прописанные в законе.
Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.
Субъект государственной собственности на землю
В качестве него может выступать:
- Муниципальное образование.
- Российская Федерация.
- Отдельный регион.
К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.
От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.
Регистрация прав собственности на участок: документы
Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.
Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.
В свою очередь, если основанием выступает передача земельных участков тем или иным органам власти, то понадобятся правоустанавливающие документы на территорию, а также кадастровый план участка.
В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов — можно рассматривать как исчерпывающие.
Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Какая земля является федеральной собственностью
Во владении государства находятся участки, которые:
- отошли в соответствии с целевыми нормативными актами;
- полученные в процессе разграничения;
- приобретенные на законных основаниях.
В целях сохранения природных ресурсов и для обеспечения безопасности, безоговорочно к собственности федеральной причисляются:
- лесные и водные фонды (если там расположены объекты центрального подчинения);
- сельскохозяйственные угодья;
- территории необходимые для оборонных нужд и пр.
Также по умолчанию государству принадлежат те наделы, что так и не были переданы в собственность гражданам и организациям до начала, рассматриваемого в настоящей статье процесса. До того момента пока разграничение не завершится, муниципальные власти имеют возможность распоряжается названными землями, если другое законами не предусмотрено.
Вопросы управления землями передаются уполномоченным органам федеральной власти.
Пример № 3
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации B) установление правовых основ единого рынка Г) установление общих принципов организации системы органов Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Разграничение государственной собственности на землю: что это такое и как осуществляется?
гр. и юр лиц
Федерал собств.
Собств. суб/фед
Гос. не разг. соб
Собств. граждан
Собств. юр.лиц
СПК «Александровское»
3244,3
65,5
65,5
3178,8
кфх «Садовое»
228,1
3,0
3,0
225,1
кфх «Дон»
438,9
7,7
7,7
431,2
кфх «Степное»
411,8
6,5
6,5
405,3
Адм. Иловл. района
274,6
255,1
255,1
19,5
Иловлинск. лесхоз
193,7
193,7
193,7
Адм. с/ поселения
516,6
516,6
Земли запаса
31,3
31,3
31,3
Земли ООПТ
28,4
28,4
28,4
«Волгоградавтодор»,
26,1
20,5
20,5
5,6
Железная дорога
40,0
40,0
40,0
Инд. предприниматели
3,7
3,7
Село Александровка
125,0
125,0
21,3
103,7
Всего земель в га
5562,5
651,7
233,7
48,9
369,1
557,4
4347,8
5,6
в %
11,7
4,2
0,9
6,6
10,0
78,2
0,1
— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.
Право собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в органах Росреестра. Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
С учетом изложенного, осуществляется разграничение земель по формам собственности в границах поселения, составляется таблица 5. Полномочия по управлению и распоряжению землями в муниципальном образовании, с указанием конкретной площади территории попадающей под соответствующую юрисдикцию отражаются в таблице 6.
Предлагаем ознакомиться: Первая волна сноса пятиэтажек
История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю
Определение 1 Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.
Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.
Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Неразграниченная государственная собственность 440 руб.
- Реферат Неразграниченная государственная собственность 230 руб.
- Контрольная работа Неразграниченная государственная собственность 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.
Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю. Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.
Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.
Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:
- документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
- документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.
Использование публичной кадастровой карты: нюансы
Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.
Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.
Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.
Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.
Земельные участки муниципальной собственности
Муниципальная земельная собственность имеет более ограниченное назначение по сравнению с предыдущими видами.
К данному виду собственности могут относиться следующие земли:
- территории, на которых расположены объекты муниципальной собственности (больницы, детские сады, местные администрации и т. д.);
- территории, необходимые для осуществления обслуживания населения, находящегося в пределах определенного района (улицы, дороги, скверы, парки и т. д.).
Кроме того, в муниципальную собственность часто передаются территории, на которых расположены объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения.
В муниципальную собственность могут приниматься бесхозные участки, от которых отказались их собственники. Основным назначением данных земель является удовлетворение потребностей местного населения — выполнение благоустройства, обслуживание жилого фонда. Управление такими землями осуществляется местными органами власти на основании действующих законов, утвержденных нормативно-правовых актов, территориального планирования и зонирования земель. При этом обязательно учитывается целевое назначение участков согласно градостроительной документации.
Прекращение права собственности
Право собственности на землю населенного пункта может быть прекращено при отчуждении этого участка собственником другим лицам или же при его отказе от права на этот участок. Право постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения прекращается при самостоятельном отказе владельца от него. Принудительно остановка прав происходит в следующих случаях:
- Участок используется не по целевому назначению.
- При использовании участка таким способом, который приводи к значительному ухудшению окружающей среды.
- При изъятия земли населенного пункта для нужд государства или муниципалитета.
- При изъятии участка с целью реквизиции.
- При неустранении последствий земельных нарушений.
- В случае регулярной неуплаты земельного налога (смотрите статью «Налог на земли населённых пунктов»).
- При использовании земельного участка с нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.
- При невыполнении мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель в случае необходимости.
- При неиспользовании участка земли населенного пункта в течение трех лет или более того, если иное указано в Федеральном законе.
- В иных случаях, которые описаны в Федеральном законе.
Принять решение об прекращении права собственности сможет только суд, опираясь на статью 54 ЗК РФ. Также необходимо учитывать положения, которые установлены Федеральными Законами. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа.
Зачем государству собственность?
Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.
Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:
- ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
- Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
- Приобретение земли государством согласно принятым законам.
Государственной собственностью являются земли:
- лесные ресурсы;
- обороны и безопасности;
- территории, подлежащие особой охране;
- водный фонд;
- территории сельскохозяйственного использования;
- населенные пункты;
- территории, имеющие культурную, историческую ценность;
- зоны рекреации;
- земли промышленности, связи, транспорта и др.
Существуют следующие виды государственной собственности на землю:
- федеральная;
- региональная;
- муниципальная.
Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.
На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.
Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.
Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:
- Вступление в силу законодательных актов.
- Разграничение территорий.
- Приобретение земли согласно действующему порядку.
- Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.
Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.
Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.
Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.
Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.
Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.
Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.
Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.
Заключение
- Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
- В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
- Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
- Земля не может иметь нескольких собственников.
- Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
- Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
- Земля распределяется по определенным категориям.
Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности
Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.
- Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
- Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов. Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
- Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
- Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
- Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
- Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
- Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
- Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.
Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы.
Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности. Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье! Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.
Категории и подкатегории
Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.
Проблемы
Многие трудности, обусловленные несовершенством ФЗ №101, преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.
В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.
Основные понятия
Порядок, в котором осуществляется разграничение, достаточно сложный и оказывает непосредственное влияние на многие процессы (и в том числе социально-экономического характера), происходящие в стране.
В ходе проведения земельной реформы в России ее инициаторы первостепенное значение придавали именно проблеме формирования прав на собственность. С этой целью принимались нормативные акты и постановления правительства. В основном действие их направлялось именно на регламентацию порядка разграничения земли не приватизированной. Таким образом, удалось добиться четкого распределения участков. Сегодня они пребывают либо в федеральном ведении или же в региональном или муниципальном.
На сегодняшний день регулируется процесс разграничения прежде всего 137-м ФЗ (статьей 3.1) введенным в действие в октябре 2001-го. Именно этот нормативный акт обеспечил введение нового Земельного кодекса в 2006-м.
В названной статье перечисляются принципы, на основе которых и проводится разграничение. Там указывается, что все акты, изданные правительством страны до июля 2006-го и касающиеся земельных участков, следует считать основанием для последующей регистрации права собственности на них со стороны:
- собственно, государства;
- субъектов федерации;
- муниципалитетов.
Кроме того, в статье упоминаются три признака, дающие возможность отнести тот или иной надел к сфере компетенции одного из вышеназванных публичных образований. Перечень их таков:
- пребывание на земле постройки или сооружения находящегося во владении конкретной структуры;
- передача участка в пользование муниципальной власти или другим органам, предприятиям как казенным, так и унитарным, либо НКО;
- прямое указание, которое содержит тот или иной закон, принятый на основании 137-го ФЗ.
В ходе распределения следует обращать внимание на:
- фактическую принадлежность надела;
- характеристики тех или иных территорий;
- экономическую целесообразность.
Завершается передача процессом образования права собственности в момент регистрации конкретной земли в установленном порядке.
При этом фактически все без исключения участки, вне зависимости от принадлежности, остаются государственными. Отличие между ними – нахождение в управлении того или иного органа власти.
Организованное подобным способом разграничение позволяет распределить участки так, чтобы правительство каждого уровня максимально эффективно:
- выполняло делегированные ему полномочия;
- распоряжалось территориями;
- устанавливало оптимальную арендную плату;
- совершало другие необходимые юридически значимые действия.
В то же время закон прямо запрещает передавать в частное владение те земли, на которых располагаются:
- памятники и прочие объекты исторического и культурного наследия;
- заповедники;
- национальные парки;
- ботанические сады;
- приграничные зоны;
- другие объекты, приравненные к ним.
Образование земельных участков из земель государственной собственности
Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение
Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.
Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.
По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.
Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).
Согласие не запрашивается:
- у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
- у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
- в случае преобразования участков по решению суда;
- при изъятия участка для публичных нужд.
Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:
- проект межевания территории;
- проектная документация лесного участка;
- схема расположения участка на кадастровом плане территории.
Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:
- территории, подлежащей комплексному освоению;
- территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
- земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
- квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.
Классификация
В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:
- Лесной фонд.
- Земли безопасности и обороны.
- Особо охраняемые природные территории.
- Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.
В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:
- Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
- Сельскохозяйственного назначения.
- Водного фонда и запаса.
- Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
- Населенных пунктов.
В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.